Союз "Воронежское областное объединение организаций профсоюзов"

официальный сайт

Здание Союза
митинг Союза

3.05.2018

 

Общие характеристики видов трудовой деятельности, оптимальных для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов при данных нарушениях затруднено [1]

 

Оптимальные виды трудовой деятельности

Виды трудовой деятельности, выполнение которых может быть затруднено

Нарушение функции зрения

Умственный труд, легкий или средней тяжести стереотипный физический труд, смешанные виды труда в комфортных привычных условиях, не требующие зрительного контроля за процессом работы

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности в меняющихся непривычных условиях, связанные с постоянным зрительным контролем за процессом работы

Нарушение функции слуха

Умственный труд, физический труд, смешанные виды труда без контакта с нейро- и ототоксическими веществами, ультразвуком, не требующие контроля за процессом работы с помощью слуха, реакции на звуковые сигналы, постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные с контролем за процессом работы с помощью слуха, требующие реакции на звуковые сигналы и (или) постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей

Одновременное нарушение функций зрения и слуха

Умственный труд, легкий и средней тяжести стереотипный физический труд, смешанные виды труда в комфортных привычных условиях, не связанные с необходимостью постоянного зрительного контроля, контроля с помощью слуха за процессом работы, не требующие реакции на звуковые сигналы, предпочтительно в бригаде, группе, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности в меняющихся непривычных условиях, связанные с постоянным зрительным контролем, контролем с помощью слуха за процессом работы, требующие реакции на звуковые сигналы и (или) постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей

Нарушение функции верхних конечностей

Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, предпочтительно связанные с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, без  предписанного темпа, без повышенной статической и динамической нагрузки на верхние конечности, необходимости точного и прочного захвата и удержания предметов, выполнения точных и тонких манипуляций пальцами кистей рук, воздействия вибрации, высоких и низких температур, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью повышенной статической и динамической нагрузки на верхние конечности, требующие точных, быстрых скоординированных движений руками, с выполнением точного и прочного захвата и удержания предметов, с выполнением тонких точных манипуляций пальцами кистей рук

Нарушение функций нижних конечностей

Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, не связанные с необходимостью быстрого передвижения в пространстве, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, сгибанием и разгибанием суставов нижних конечностей, использованием нижних конечностей при нажатии на педали и рычаги, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью повышенной статической и динамической нагрузки на нижние конечности, быстрого передвижения в пространстве

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски

Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, не связанные с необходимостью быстрого передвижения в пространстве, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью быстрого передвижения в пространстве

Нарушение  интеллекта

стереотипный физический труд, не связанный с самостоятельным решением сложных и альтернативных задач, концентрацией внимания, высокой точностью выполнения работ, материальной ответственностью, подсчетами, предпочтительно в бригаде, группе 

умственный труд, нестереотипный физический труд, связанный с принятием самостоятельных решений, концентрацией внимания, высокой скоростью реакции, подсчетами, решением альтернативных задач

Нарушение языковых и речевых функций

умственный труд, физический труд, смешанные виды труда без необходимости постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей

любые виды трудовой и профессиональной деятельности, требующие постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей

Нарушение функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы

Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, в комфортных условиях, не связанные с необходимостью пребывания в неудобной позе, эмоциональным напряжением, стрессами, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, требующие физической выносливости, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением

Нарушение мочевыделительной функции

Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда без воздействия низких или высоких температур, повышенной влажности, вибрации, контакта с нефротоксическими ядами, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением, требующие физической выносливости

Нарушение функций кожи и связанных с ней систем

Умственный труд, легкий и средней тяжести физический труд, смешанные виды труда без контакта с раздражающими кожу веществами, без воздействия пыли, высоких и низких температур, повышенной влажности

Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

Умственный труд, физический труд, смешанные виды труда, предпочтительно не связанные с необходимостью личного визуального контакта с большим количеством людей, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий

Любые виды труда, связанные с публичной деятельностью, необходимостью личного визуального контакта с большим количеством людей

     

 



[1] Допускаются и другие характеристики видов трудовой деятельности в зависимости от состояния здоровья, стойких нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), основной профессии (должности, специальности), рабочего места, на которое трудоустраивается (трудоустроен) конкретный инвалид и иных факторов. 

 

 

 

20.06.2017          

 

Об оказании содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом

 

Руководителям членских организаций.

Председателям координационных советов профсоюзов в муниципальных районах области.

Уважаемые коллеги!

В Воронежской области наблюдается  снижение численности населения трудоспособного возраста, а также доли молодого поколения в структуре рабочей силы, что серьезно замедляет процесс трансформации рынка труда.

  С целью компенсации убыли населения Воронежской области,  обеспечения притока переселенцев трудоспособного возраста и их социальной адаптации, увеличения доли высококвалифицированных специалистов в Воронежской области в рамках государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» действует подпрограмма «Оказание содействия  добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

В связи с тем, что профсоюзы заинтересованы в увеличении экономически активного населения, просим в рамках социального партнерства содействовать работодателям в трудоустройстве переселенцев  и оказании им практической помощи в социальной адаптации.

 

 

Зам. председателя

«Воронежского облсовпрофа»                         А.А. Симонов

 

 

 

 

7.11.2016

МРОТ – 7500 рублей в месяц

 

С 1.07.2016 года согласно Федеральному закону N 164-ФЗ от 02.06.2016 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) утвержден в сумме 7500 рублей в месяц.

          Учитывая, что  трехсторонним соглашением между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей  на 2014-2016 годы предусмотрено обязательство работодателей устанавливать минимальный  размер месячной тарифной ставки I разряда  (минимального должностного оклада) не ниже уровня федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ), то с 1.07.2016 г. она не может быть меньше, чем 7500 рублей в месяц.  

 

 

 

28.01.2015

Подготовка кадров

 

В целях реализации послания Президента РФ к Федеральному собранию в 2014 году в части обучения по лучшим мировым стандартам  и передовым технологиям по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям  социальными партнерами проводится  работа по формированию регионального перечня указанных профессий в срок до 10 марта 2015 года.

Свои предложения необходимо направлять в отдел трудовых отношений и защиты экономических прав трудящихся облсовпрофа.

 

 

 

27.01.2015

Изменения законодательства

о привлечении иностранной рабочей силы

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ с I января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», касающиеся вопросов привлечения иностранной рабочей силы.

 

Подробнее…

 

 

 

22.11.2012

Подписано обращение

 

В соответствии с договорённостью, достигнутой на встрече профсоюзного актива области с губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым 5.10.12 г., подписано обращение губернатора Воронежской области А.В. Гордеева и председателя ТООП «Воронежский облсовпроф» А.В. Овчинникова к руководителям организаций о выплате достойной заработной платы.

Обращение направлено 22.11.12 г. главам администраций муниципальных для ознакомления с ним руководителей организаций, на которых в нарушение обязательств трёхстороннего соглашения между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2011-2013 годы допускаются случаи выплаты заработной платы ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Кроме того, облсовпрофом разработана памятка профактиву для проведения работы по обеспечению выплаты заработной платы в размере не ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.

 

Обращение

Руководителям организаций

(согласно перечню)

 

 

В соответствии с  действующим законодательством в области  реализуется политика социального партнерства органов власти, объединения работодателей и профсоюзов в сфере труда.

Обязанности партнеров закреплены в трехстороннем соглашении  по регулированию социально-трудовых отношений.

Выражаем уверенность в том, что в Ваших организациях заработная плата   работникам выплачивается на достойном уровне в соответствии с требованиями положений трехстороннего соглашения.

Нарушения социальной справедливости в сфере оплаты труда приводят к  недофинансированию медицинских и социальных программ, не позволяют увеличивать пенсии и пособия,   сужают перспективы развития экономики, а следовательно, и возможности  сделать  более достойным статус области среди других регионов Российской Федерации и за рубежом.

Считаем, что Вы в полной мере понимаете  ответственность за степень социальной защищенности своих работников и сделаете все возможное  для  повышения их заработной платы до достойного уровня.

 

 

 

        Губернатор                                                        Председатель ТООП

 Воронежской области                                          Воронежской области                                                    

                                                                         «Воронежский областной совет

                                                                                           профсоюзов»

 

        А.В. Гордеев                                                       А.В. Овчинников

 

 

Памятка профактиву для проведения работы

по обеспечению выплаты работодателями заработной платы

в размере не ниже уровня прожиточного минимума

 для трудоспособного населения.

  1. Проведение мониторинга ситуации на рынке труда в части выплаты заработной платы не ниже ПМ и своевременной выплаты, в том числе и работникам-мигрантам:

Сбор информации из первичных профсоюзных организаций, через устные и письменные обращения граждан, а также через телефон доверия.

  1. Осуществление профсоюзного общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства по оплате труда, в том числе по отношению к работникам – мигрантам.
  2. При выявлении или получении информации о фактах выплаты заработной платы  меньше ПМ, а также без надлежащего оформления, то есть «в конвертах»:

а)  обращение в органы контроля и надзора (прокуратура, государственная  инспекция труда, государственная налоговая инспекция) о проведении проверок и принятии мер в случае нарушения трудового законодательства;

         б)  инициирование рассмотрения ситуации в организациях на заседании  районной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет области и ликвидации задолженности по выплате заработной платы;

в)  рассмотрение ситуации на предприятиях, выплачивающих заработную плату  ниже уровня ПМ для трудоспособного населения  на заседаниях профкомов, президиумов райкомов, координационного совета профсоюзов района;

г)  инициирование рассмотрения на заседании районной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений работы организаций по выполнению областного трехстороннего соглашения между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2011-2013 годы, а также аналогичных территориальных соглашений в части доходов и оплаты труда.

  1. Участие в работе (или присутствие) планерных совещаний у главы администрации района и в составе районной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области и ликвидации задолженности по выплате заработной платы.
  2. Взаимодействие с администрацией района в создании профсоюзных организаций и оказании практической помощи в их деятельности. Использование в работе обращения губернатора Гордеева А.В. и председателя облсвопрофа Овчинникова А.В. к руководителям организаций о выплате заработной платы не меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения и писем  заместителя губернатора Воронежской области Агибалова Ю.В. от 1.11.2011 г. №03-11-0364 и от 8.02.2011г. №03-11-0031.
  3. Использование норм, льгот, гарантий и обязательств по оплате труда, предусмотренных в областном трёхстороннем соглашении между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2011-2013 годы при заключении коллективных договоров и территориальных соглашений.
  4. Участие в работе по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы  и соблюдению по отношению к ним действующего законодательства.
  5. Участие в семинарах по обучению профактива, специалистов и руководителей организаций трудовому законодательству.
  6. Информационно – разъяснительная работа по обеспечению  работодателями выплаты заработной платы в размере не ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения и установления тарифной ставки (оклада) не меньше МРОТ. Использование СМИ для освещения опыта положительной работы и случаев (фактов) нарушений трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров.
  7.  Взаимодействие  с администрацией района по включению в соглашения государственно-частного партнерства администрации района с инвесторами (собственниками), а также арендаторами  рекомендаций областной  трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 ноября 2011 года по:

- сохранению рабочих мест;

- увеличению заработной платы;

- заключению коллективных договоров и соглашений;

- выполнению обязательств трёхстороннего соглашения между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей;

- оказанию содействия наёмным работникам в создании (или деятельности) первичных профсоюзных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

21.12.2012

Участие в работе районных комиссий

 

В ноябре-декабре департамент экономического развития области проводил в муниципальных образованиях  совместные заседания комиссий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области и ликвидации задолженности по заработной плате, на которые приглашались руководители организаций, допускающие случаи выплаты заработной платы меньше прожиточного минимума, а также имеющие задолженность по уплате налогов и страховых взносов.

В их работе принимали участие и представители профобъединения. Данное мероприятие имело большой положительный эффект. Одни руководители организаций, получив приглашение на заседание комиссии, принимали решение о повышении заработной платы до величины выше уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения и погашения долгов по её выплате, оплате налогов и страховых взносов в срок до начала проведения заседания комиссии. Другие же давали письменные обязательства сделать это в короткий срок после рассмотрения ситуации в их организациях.

В частности, в Хохольском муниципальном районе из 36 приглашённых работодателей 20 - представили комиссии документы о положительном решении предъявленных им претензий, 13- обязались исправить ситуацию до окончания года, а три - представят графики погашения долгов по оплате налогов и страховых взносов в течение двух месяцев.

Одновременно с этим проводились заседания районных координационных советов профсоюзов с обсуждением на них актуальных вопросов деятельности профсоюзов.

Представители облсовпрофа информировали членов советов о проводимой профобъединением работе, имеющихся проблемах и возможных путях их решения. В свою очередь члены советов высказывали предложения по повышению эффективности работы профсоюзов.

 

 

 

6.12.2012

 В центре внимания – оплата труда в муниципальных образованиях

 В начале декабря на заседании областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений был рассмотрен вопрос «О соблюдении трудового законодательства в сфере оплаты труда работников Нижнедевицкого муниципального района и Борисоглебского городского округа».

С докладами о проводимой работе выступили глава администрации Нижнедевицкого муниципального района В.И. Копылов и первый заместитель главы администрации Борисоглебского городского округа А.В. Кинжалов. В частности, они отметили, что основным механизмом в деле повышения уровня заработной платы является социальное партнёрство, в рамках которого используются возможности районных трёхсторонних соглашений между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2011-2013 годы, а также возможности коллективных договоров.

На заседании комиссии  выступил заместитель председателя ТООП «Воронежский облсовпроф»  - координатор стороны профсоюзов в комиссии Н.Т. Миляков, который сообщил, что в ходе подготовки материалов для рассмотрения данного вопроса представители облсовпрофа с выездом на места ознакомились с работой социальных партнёров по выполнению раздела областного трёхстороннего соглашения «В сфере доходов и оплаты труда». Он обратил внимание на участие в этой работе  районных Координационных советов профсоюзов. В частности, в Нижнедевицком районе в текущем году на двух заседаниях обсуждались проблемы, касающиеся выплаты заработной платы в размере не меньше прожиточного минимума.

Роль Координационных советов значительно возросла после поступления в районы в ноябре прошлого года писем заместителя губернатора Воронежской области  Ю.В. Агибалова с рекомендациями главам администраций о содействии работе профсоюзов. Председатели советов были введены в состав комиссий по мобилизации доходов и легализации выплаты зарплаты, стали участвовать в планерных совещаниях у глав администраций. Активизировалась работа по созданию профсоюзных организаций.

В целом же в результате организованной главами администраций муниципальных образований  совместной работы социальных партнёров удалось обеспечить рост заработной платы, значительно сократить число организаций, где ещё допускаются факты выплаты заработной платы меньше величины прожиточного минимума (например, в Нижнедевицком районе  - с 89 до 2 организаций).

Особое значение в данной работе имеет тот факт, что в областном трёхстороннем соглашении предусмотрено обязательство производить выплату не меньше прожиточного минимума. Этот критерий используется всеми участниками трудовых отношений, а также органами контроля и надзора и в итоге даёт положительный эффект как для роста заработной платы, так и для пополнения консолидированного бюджета области.

Решением комиссии социальным партнёрам рекомендовано продолжить работу по обеспечению трудового законодательства в сфере оплаты труда и выполнению раздела «В сфере доходов и оплаты труда» трёхстороннего соглашения. 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

  20 октября   2011 г. № 721-р    

 

О повышении оплаты труда

 

В целях повышения оплаты труда работников государственных учреждений:

1. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области, осуществляющим функции и полномочия учредителей государственных учреждений, главным распорядителям бюджетных средств принять меры по увеличению с 1 октября 2011 года оплаты труда следующих работников учреждений, обеспечиваемой за счет средств областного бюджета:

на 6,5% работников государственных учреждений (за исключением педагогических работников государственных учреждений дополнительного образования, школ-интернатов, детских домов, учреждений начального и среднего профессионального образования, медицинских работников школ-интернатов и детских домов, заведующих (руководителей) медицинских отделений, врачей, среднего медицинского и фармацевтического персонала государственных учреждений социального обслуживания населения);

на 30% педагогических работников государственных учреждений дополнительного образования, школ-интернатов, детских домов, учреждений начального и среднего профессионального образования;

на 50% медицинских работников школ-интернатов и детских домов;

на 30% заведующих (руководителей) медицинских отделений, врачей, среднего медицинского и фармацевтического персонала государственных учреждений социального обслуживания населения.

2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области принять меры по повышению с 1 октября 2011 года оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов и субвенций областного бюджета:

на 6,5% работников муниципальных учреждений (за исключением учителей общеобразовательных школ, педагогических работников дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, медицинских работников общеобразовательных и дошкольных учреждений);

на 30% педагогических работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;

на 50% медицинских работников общеобразовательных и дошкольных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

 

Губернатор

Воронежской области                                                                         А.В. Гордеев

 

 

МРОТ – по закону

 

         7 сентября 2010 года состоялось заседание координационного совета профобъединения по вопросам оплаты труда и погашения задолженности по заработной плате. На нём были подведены итоги работы за июнь, июль, август, направленной на установление в области минимальной тарифной ставки (должностного оклада) на уровне МРОТ, а также обсуждён ход подготовки материалов для рассмотрения на заседании областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса «О минимальной заработной плате в области».

          Было отмечено, что все решения предыдущего заседания выполнены. Среди особо значимых те, по которым в соответствии с рекомендациями совета профобъединением направлены письма депутатам Государственной Думы от Воронежской области, губернатору, председателю областной Думы и прокурору Воронежской области. В письмах изложена позиция профсоюзов о необходимости установления минимальной тарифной ставки (должностного оклада) на уровне МРОТ с целью устранения и дальнейшего недопущения фактов нарушения трудового законодательства в части зависимости заработной платы от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

           Кроме того, подготовлена форма искового заявления о взыскании недоначисленной суммы заработной платы и оказана помощь в составлении одного конкретного заявления и подаче его заявителем в районный суд.

           Что касается второго вопроса, то по предложению профсоюзной стороны в повестку дня очередного заседания областной трёхсторонней комиссии удалось включить вопрос «О минимальной заработной плате». Принято решение при подготовке материалов  к заседанию использовать расчёты департаментов отраслей бюджетной сферы об объёмах денежных средств, необходимых для повышения минимальных тарифных ставок (должностных окладов) до уровня МРОТ, которые они должны были сделать по инициативе профсоюзов до 1 сентября 2010 года.

 

Рассмотрена ситуация с МРОТ

            6 июля  под председательством заместителя председателя профобъединения Г.П. Приходько состоялось заседание рабочей группы по выработке совместных действий по реализации постановления Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года.

         На заседании была рассмотрена ситуация с определением состава МРОТ в свете решений Президиума Верховного суда РФ от 10 марта и 16 июня 2010 года, а также определением Конституционного суда РФ от 1 октября 2009 года.

          С учетом предложений специалистов профобъединения члены группы определили перечень рекомендуемых действий профсоюзов по достижению установления минимальных должностных окладов (тарифных ставок) на уровне не ниже МРОТ.

В целях исполнения решения группы 8 июля 2010 года в адрес губернатора Воронежской области А.В. Гордеева и председателя областной Думы В.И. Ключникова направлены письма с предложением изыскать возможности финансирования повышения должностных окладов (тарифных ставок) до уровня МРОТ для работников бюджетной сферы.

В этот же день направлены письма всем депутатам Государственной Думы РФ от Воронежской области с просьбой инициировать внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения понятия МРОТ без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а также невозможности установления работодателями минимальных должностных окладов (тарифных ставок) в размере меньше, чем МРОТ.

 

____________________________________________________

Губернатору Воронежской области

Гордееву А.В.

Председателю областной Думы

Ключникову В.И.

 

Уважаемый  Алексей  Васильевич!

Уважаемый Владимир Иванович!

         С 1.09.2007 года, со дня внесения изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации, в Воронежской области, как и в стране в целом, у сторон социального партнерства возникли разногласия в части правомерности установления минимальной тарифной ставки (оклада) в сумме меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Профсоюзы считают трудовые права многих работников, имеющих тарифную ставку (оклад) ниже уровня МРОТ, нарушались и продолжают нарушаться  работодателями в части зависимости заработной платы от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

         Попытки объединения профсоюзов заключить региональное соглашение о минимальной заработной плате с целью урегулировать данные разногласия остались нереализованными.

Вместе с тем в отдельных регионах Федеральные суды при рассмотрении заявлений работников по данной проблеме выносили решения в их пользу, причем не только об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не меньше МРОТ, но и о перерасчете выплаченной заработной платы за период,  начиная с 1.01.2009 г. и  до настоящего времени.

         Кроме того, Конституционный суд РФ в определении от 1 октября 2009 года №1160-0-0 изложил свою позицию о том, что работодатели при установлении заработной платы работникам не должны допускать такие нарушения.

 

         Учитывая, что в настоящее время у многих работников бюджетной сферы Воронежской области тарифные ставки (оклады) меньше размера МРОТ, что на практике влечет  нарушение по отношению к ним изложенных выше норм трудового кодекса РФ, прошу Вас принять меры по обеспечению их  прав на оплату труда в соответствии с российским законодательством и при необходимости внести изменения  в областной бюджет.

Председатель ТООП

 «Воронежский облсовпроф»                                                   А.В. Овчинников

 

___________________________________________________________

Депутату Государственной Думы

Российской Федерации

от Воронежской области

Сысоеву А.М.

 Уважаемый Александр Митрофанович!

         С 1.09.2007 года, со дня внесения изменений в  статьи 129  и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в Воронежской области, как и в стране в целом,  возникли разногласия в части правомерности установления минимальной тарифной ставки (оклада) в сумме меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Профсоюзы считают: трудовые права многих работников, имеющих тарифную ставку (оклад) ниже уровня МРОТ, нарушались и продолжают нарушаться  работодателями в части зависимости заработной платы от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы несмотря на то, что Конституционный суд РФ в определении от 1 октября 2009 года №1160-0-0 изложил свою позицию о том, что работодатели при установлении заработной платы работникам не должны допускать такие нарушения.

         Учитывая, что в настоящее время у многих работников бюджетной сферы Воронежской области тарифные ставки (оклады) меньше размера МРОТ, что на практике влечет  нарушение по отношению к ним изложенных выше норм Трудового кодекса РФ, а также с целью предотвращения массовых обращений в суды прошу инициировать внесение изменений в Трудовой кодекс РФ.

         В частности, статью 129 дополнить абзацем в редакции:                            «Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата), устанавливаемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени  при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты» и статью 133 абзацем в редакции: «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов, базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».

 

Председатель ТООП

 «Воронежский облсовпроф»                                                   А.В. Овчинников

 

Руководителям членских организаций ФНПР

30.06.2010

В связи с отзывом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года разъяснения Президиума Верховного Суда РФ по вопросу о составе МРОТ, направляем для использования в практической работе разъяснение Правового департамента Аппарата ФНПР по данному вопросу.

Заместитель Председателя ФНПР

С.Г. Некрасов

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ

членским организациям ФНПР по применению законодательства о МРОТ

Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года, отозвана позиция Президиума Верховного Суда РФ о составе МРОТ, ранее изложенная в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.

В связи с этим разъясняем вам, что ни в действующем законодательстве, ни в позиции ФНПР по этому вопросу ничего не меняется: отозвано «разъяснение по вопросу», но положения Конституции РФ и ТК РФ, которыми руководствуются суды в своих решениях, продолжают действовать.

С принятием Конституции РФ 1993 года, провозгласившей установление в Российской Федерации гарантированного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 7) и право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37) МРОТ приобрел статус конституционной гарантии.

Из указанных положений Конституции РФ вытекает, что по своей правовой природе МРОТ является, прежде всего, вознаграждением за труд в виде его нижней планки, устанавливаемой федеральным законом. Поэтому МРОТ гарантируется Конституцией РФ в качестве именно минимального вознаграждения за труд - неприкосновенной части заработной платы (оплаты труда работника). Другим составным частям заработной платы (компенсационным и стимулирующим выплатам) такая непосредственная конституционная защита не предоставлена.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционной природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П).

В системном единстве указанные нормы о МРОТ были внесены в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК).

Частью 1 ст. 129 ТК, содержащей определение понятия заработной платы (оплаты труда работника), в составе заработной платы предусмотрены следующие три отдельные группы выплат работнику, существенно различающихся по их целевому назначению и по правовому механизму их начисления:

«вознаграждение за труд» в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

«компенсационные выплаты» (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); 

«стимулирующие выплаты» (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вознаграждение за труд представляет собой не только первую и основную по значимости слагаемую часть заработной платы, но и необходимую ее часть. Так, заработная плата работника может быть сведена лишь к вознаграждению за труд (тарифной ставке, окладу) - при отсутствии компенсационных и стимулирующих выплат и выполнении фундаментального положения ст. 143 ТК о тарификации работ - отнесении видов труда к тарифным разрядам и квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Но предположение о том, что заработная плата работника может состоять только из компенсационных и (или) стимулирующих выплат, следует признать абсурдным.

Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат ТК не только формально отличает от вознаграждения за труд, но и основания назначения компенсационных выплат работнику связывает не с его квалификацией, сложностью, количеством и качеством выполняемой работы, которыми определяется выплачиваемое работнику вознаграждение за труд, а с особыми (отклоняющимися от нормальных) условиями его труда (работы), влекущими дополнительные (повышенные) физиологические и материальные затраты работника, и, как следствие, необходимость компенсирования этих затрат посредством установления работнику повышенной оплаты труда.

Например, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ч. 2 ст. 146 ТК). Так, согласно ст. 315 ТК оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со ст.ст. 316 и 317 ТК размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате устанавливаются Правительством РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Проведенное сопоставление вознаграждения за труд и   компенсационных выплат, выявившее различную правовую природу этих двух составных частей заработной платы, указывает на неправомерность их обезличения или отождествления в составе заработной платы и, следовательно, на неправомерность попыток «включения» компенсационных выплат в МРОТ, являющийся нижней планкой вознаграждения за труд.

Подобные действия работодателей следует рассматривать, с одной стороны, как имитацию соблюдения конституционной гарантии МРОТ, с другой стороны, как невыплату компенсационных выплат, установленных законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным и трудовым договорами.

Правовая природа третьей составной части заработной платы в виде стимулирующих выплат также разительно отличается от правовой природы вознаграждения за труд в целом и устанавливаемой федеральным законом нижней планки вознаграждения за труд (МРОТ), в частности. Право на стимулирующие выплаты, в отличие от права на вознаграждение за труд, не предусмотрено Конституцией РФ. Если нижняя планка вознаграждения за труд (МРОТ) устанавливается федеральным законом, то к установлению размеров стимулирующих выплат законодатель не имеет отношения.

Существенны различия в предназначении вознаграждения за труд и стимулирующих выплат. В соответствии с наименованием последних их целью является стимулирование высокоэффективного труда.

Цель же вознаграждения за труд - воспроизводство работника и его семьи, что вытекает, например, из: Всеобщей декларации прав человека (п. 3 ст. 23), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. «а» ст. 7), Европейской социальной хартии (пересмотренной (п. 1 ст. 4)).

Из различных правовой природы и предназначений вознаграждения за труд и стимулирующих выплат вытекают неправомерность их обезличения или отождествления в составе заработной платы и незаконность попыток «включения» стимулирующих выплат в МРОТ как нижнюю планку вознаграждения за труд.

Представляется юридической фикцией предположение о том, что с «включением» стимулирующих выплат в МРОТ (эквивалентный величине прожиточного минимума, т.е. обеспечивающий только физиологическое существование самого работника), указанные выплаты сохранят свое назначение стимулирования высокоэффективного труда. Поэтому попытки «включения» стимулирующих выплат в МРОТ являются, по сути, имитацией соблюдения конституционной гарантии МРОТ  и фактической ликвидацией стимулирующих выплат как таковых.

В качестве основных видов вознаграждения за труд ст. 129 ТК устанавливает тарифную ставку - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (ч. 3) и оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (ч. 4), указывая, что в тарифной ставке и окладе не учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты, таким образом, отделяя тарифную ставку и оклад в составе заработной платы от компенсационных и стимулирующих выплат. В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ месячные размеры тарифных ставок и окладов как видов вознаграждения за труд не могут быть ниже МРОТ.

Чтобы предоставить субъектам РФ возможность самим регулировать отношения, связанные с увеличением минимального вознаграждения за труд, не нарушая при этом положение ч. 3 ст. 37 Конституции РФ об установлении МРОТ федеральным законом, законодатель дополнил ТК новой статьей 1331 «Установление  размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации», предложив субъектам РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ, самостоятельно повышать минимальное вознаграждение за труд путем принятия регионального соглашения о минимальной заработной плате, т.е. в договорном порядке.

Как видно из наименования и содержания ст. 1331 ТК, в ней речь идет не о МРОТ, который устанавливается только федеральным законом, а о «размере минимальной заработной платы» (РМЗП) в субъекте РФ, который устанавливается не законом или иным нормативным правовым актом, а правовым договорным актом, т.е. региональным соглашением. Однако и федеральный МРОТ, и региональный РМЗП по отношению к компенсационным и стимулирующим выплатам находятся на одном месте в составе заработной платы, поскольку МРОТ - это минимальное вознаграждение за труд, устанавливаемое федеральным законом, а РМЗП – это минимальное вознаграждение за труд не ниже МРОТ, устанавливаемое региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте РФ. Следовательно, «включение» в РМЗП компенсационных и стимулирующих выплат также недопустимо, как и «включение» указанных выплат в МРОТ.

 Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 ст. 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как положение, гарантирующее работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 ТК, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В случае установления работникам тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, необходимо инициировать подачу членами профсоюзов исковых заявлений в суд о взыскании недоначисленной заработной платы. Судебные решения не в пользу работников необходимо опротестовывать в вышестоящих судебных инстанциях.

 

Секретарь ФНПР, заслуженный юрист Российской Федерации

Н.Г. Гладков

 

МРОТ – в центре внимания

            22 июня 2010 года в облсовпрофе проведено совместное заседание координационных советов по вопросам оплаты труда и погашения задолженности по заработной плате, а также по оказанию методической помощи профсоюзным организациям в правовой деятельности.

         На заседании  рассмотрена ситуация, сложившаяся вокруг состава МРОТ с учетом имеющейся судебной практики. Была подтверждена позиция специалистов профобъединения в том, что в состав МРОТ не должны включаться компенсационные, стимулирующие, а также социальные выплаты.

         В случае же установления работникам должностного оклада (тарифной ставки) в размере ниже МРОТ, их трудовые права, в части зависимости заработной платы от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, нарушаются.

На заседании выработаны рекомендации по действию профсоюзов в целях установления минимальных должностных окладов (тарифных ставок) в размере не меньше МРОТ для их последующего рассмотрения руководителями членских организаций.

 

Профсоюзы предложили

            21 июня 2010 года состоялось заседание рабочей группы по подготовке регионального соглашения о минимальной заработной плате в Воронежской области. Состав группы был утвержден координатором областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, первым заместителем председателя правительства Воронежской области Г.В. Агаповой.

Группа рассмотрела проект Соглашения, разработанный профсоюзами, который представил заведующий отделом трудовых отношений и защиты экономических прав трудящихся  облсовпрофа В.А. Бражников.

В принятом решении рекомендовано исполнительным органам государственной власти области совместно с органами местного самоуправления до 1 сентября произвести расчет финансовых средств, необходимых для установления в соответствии с предложением профсоюзов должностных окладов (тарифных ставок) работникам бюджетных учреждений области на уровне не ниже МРОТ.

Также рекомендовано руководителям членских организаций профсоюзов бюджетной сферы принять участие в подготовке указанных расчетов  и после этого продолжить консультации. 

Тел.: 8 (473) 255 42 95

E-mail: priem@vrnosprof.ru

Наш адрес: 394018 г. Воронеж, ул. Ленина, д. 8.       Яндекс.Метрика