Союз "Воронежское областное объединение организаций профсоюзов"

официальный сайт

Здание Союза
митинг Союза

30.01.2019

Прямая линия Михаила Шмакова

Главным событием профсоюзной жизни в конце января стало общение профактивистов с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым в прямом эфире. Руководитель ФНПР ответил на самые важные вопросы - по пенсионной реформе, зарплатам, протестам и другим горячим темам.

Стенограмма интернет-видеоконференции председателя ФНПР Михаила Шмакова

23 января 2019 г. г. Москва

 

Шершуков Александр Владимирович – секретарь Федерации независимых профсоюзов России.

Добрый день, уважаемые товарищи. Мы начинаем прямую линию с председателем ФНПР Михаилом Викторовичем Шмаковым. Большое спасибо всем тем, кто к нам присоединился. По нашим подсчетам, сейчас уже более тысячи точек подключения в интернете, и надо <учесть>, что в данную аудиторию входит не один человек и не два, а достаточно большие коллективы профсоюзных активистов.

Напомню, что это уже вторая прямая линия. Первая проходила в октябре 2017 года. Тогда в течение двух часов прозвучали ответы на вопросы более чем 50 профсоюзных активистов. Сейчас к нам поступило также достаточно много вопросов, и мы постараемся на них ответить.

Теперь я вкратце расскажу о порядке нашей работы. Мы планируем работу в течение полутора-двух часов. В течение этого времени у вас будет возможность дозвониться в прямой эфир по телефону, номер которого обозначен на экране. И задать дополнительные вопросы помимо тех, которые к нам уже поступили. Единственная просьба: представляться, называть свое предприятие, профсоюзную организацию, свою функцию в рамках профсоюзной структуры, четко формулировать вопрос и оставлять свои контактные данные. К нам поступило много вопросов, и на те из них, на которые мы не сможем ответить в течение нашего прямого эфира, мы обязательно ответим либо лично от лица Федерации независимых профсоюзов России, либо передадим их в соответствующие отраслевые профсоюзы и будем контролировать то, чтобы вам ответили и вы свой ответ получили.

Добрый день, Михаил Викторович! Давайте начнем разговор с темы, которая в течение прошлого года была, наверное, самой острой и для страны, и для профсоюзных организаций. Это - пенсионная реформа. Первый вопрос - от Тамбовской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания - звучит достаточно коротко и наступательно: «Почему ФНПР допустила повышение пенсионного возраста»?

Шмаков Михаил Викторович – председатель Федерации независимых профсоюзов России.

Добрый день, уважаемые коллеги, товарищи! Я рад с вами говорить в рамках такой формы, как ответы на вопросы в прямом эфире. И думаю, что мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

Итак, пенсионная реформа. Во-первых, никакой пенсионной реформы нет. Пенсионная реформа действительно необходима, но сейчас произошло просто повышение пенсионного возраста. И отвечая на вопрос, почему ФНПР допустила повышение пенсионного возраста, должен сказать: Федерация независимых профсоюзов России за повышение пенсионного возраста не голосовала. ФНПР свою точку зрения высказывала неоднократно, приводя все аргументы в пользу того, что этого делать не надо. А голосовали ваши законодательные собрания, которые поддержали этот законопроект, когда он был вынесен на обсуждение. Голосовали депутаты Государственной Думы, которые представляют в том числе и ваши регионы. К сожалению, мы получили результат тот, который получили. И теперь это решение негативно скажется на положении граждан, пенсионеров, предпенсионеров и в целом на пенсионной системе.

Шершуков А.В. В продолжение этой же темы вопрос из Ставрополя от Евгении Балабановой, руководителя пресс-центра Федерации профсоюзов Ставропольского края: «Михаил Викторович! С вашей точки зрения, с принятием закона тема повышения пенсионного возраста закрыта или эта вопиющая несправедливость нуждается в исправлении?»

Шмаков М.В. Закон принят, поэтому сейчас невозможно говорить о том, что в ближайшее время что-то изменится. Дело в том, что не только в России повышался пенсионный возраст, и мы знаем, какие дальнейшие действия со стороны правительств, со стороны организаций пенсионного дела происходят. Но поскольку повышение пенсионного возраста налагает дополнительную нагрузку и напряжение на рынок труда, к сожалению, мы прогнозируем, что многие люди, у которых повышается возраст выхода на пенсию, не смогут найти нормальную работу.

Нам необходима, действительно нужна пенсионная реформа. Те правила, по которым сейчас рассчитывается и начисляется пенсия, имеют в своей основе советскую пенсионную систему. В наше время рынок труда во многом изменился. Появились новые профессии, и поэтому необходимо менять принципы и правила начисления пенсии, равно как и правила пенсионного страхования. Сегодня, например, появились так называемые самозанятые и лица условно свободных профессий, которые живут на гонорары. Это работники страховых кампаний, нотариусы, адвокаты, которые фактически занимаются индивидуальной деятельностью. Для них, конечно, нынешняя пенсионная система не подходит. Но для основной массы работников, которые платят на протяжении всей своей трудовой жизни регулярные взносы в Пенсионный фонд, конечно, эта система должна быть оставлена.

Однако есть ряд специальностей, ряд направлений в экономике, где Правительство дает льготы по уплате взносов в пенсионные фонды. Но те, кто получает эти льготы, пока не понимают, что если за них государство не будет вносить взносы в Пенсионный фонд и дополнительно компенсировать его выпадающие доходы, то они, если им установили 50% уплаты взносов в Пенсионный фонд, получат только 50% пенсии по сравнению со стандартной. Поэтому эти специальности надо выводить на отдельные пенсионные системы, которые, конечно, должны быть сопряжены с общей пенсионной системой, и тогда вся пенсионная система в целом будет развиваться более гармонично.

Но дело в том, что реальная пенсионная реформа, которая была задумана в соответствии с концепцией, принятой еще в 2012 году, приостановилась. Вместо этого обществу навязали не реформирование пенсионной системы, а простое повышение пенсионного возраста. А вот настоящую саму реформу проводить надо обязательно.

Шершуков А.В. В развитие темы вопрос от представителя профсоюза работников связи в Дальневосточном федеральном округе Александра Савкина по поводу того, будет ли ФНПР обращаться в Правительство и Госдуму с инициативой сохранения прежних параметров выхода на пенсию для жителей Дальневосточного федерального округа.

Я напомню, что схожая проблема относится к территориям Крайнего Севера. В свое время Генсовет ФНПР принимал обращение к органам власти с просьбой сохранить для работающих в этих местностях те же параметры выхода на пенсию, что и для малочисленных коренных народов этого региона. А сейчас прозвучал вопрос по поводу возможности, с вашей точки зрения, сохранения прежних параметров выхода на пенсию для Дальнего Востока, поскольку этот регион, скажем так, пристального внимания, и не только в связи с Курилами.

Шмаков М.В. Как вы совершенно справедливо заметили, по Крайнему Северу мы совместно такое обращение сделали и будем дальше продвигать эту идею. Но я еще раз повторяю, что здесь нужна активность депутатов Государственной Думы, которые представляют указанные регионы.

Что касается в целом Дальнего Востока, то этот вопрос не поднимается. Тем не менее надо действовать последовательно, шаг за шагом. Сначала необходимо решить вопрос для жителей Крайнего Севера, потому что там есть за что зацепиться. Там коренным малочисленным народам сохранена действовавшая ранее пенсионная система с возрастом выхода на пенсию в 60 для мужчин, в 55 – для женщин. Эти параметры необходимо сохранить и для тех работников, кто всю жизнь живет и работает на Крайнем Севере, в особых условиях. Что касается всего Дальневосточного округа, пока таких планов нет.

Шершуков А.В. Целая группа вопросов поступила, если можно так их назвать, по общенациональным проблемам. Вопрос от члена первичной профсоюзной организации Аппарата Федерации профсоюзов организаций Кузбасса Михаила Махнева. «Уважаемый Михаил Викторович! В своем манифесте «желтые жилеты» во время протестов Франции написали: «Франция - страна, богатая отважными и трудолюбивыми людьми, мы не заслуживаем жить в нищете». Наступит ли время, когда профсоюзы России смогут записать что-то подобное, например, в Генеральное соглашение? Вам не кажется, что наша страна семимильными шагами движется к утрате важнейших социальных гарантий, подмене демократических принципов ура-патриотизмом и укреплением полицейского государства во всех сферах жизни? Не пора ли профсоюзам России скорректировать принципы социального партнерства в соответствии с окружающей нас действительностью? И что для этого нужно делать, если нужно?»

Шмаков М.В. Я вам могу сказать, что мы наблюдаем за движением «желтые жилеты» во Франции…

Шершуков А.В. Мы хотим, как во Франции?

Шмаков М.В. Дело не в том, хотим мы или не хотим, а в том, что культура, и в том числе культура протестов, в разных странах разная. У нас - одна, во Франции другая, в Германии третья и так далее. Но сам лозунг, который сейчас произносят французы, который сейчас был приведен в этом вопросе, о том, что Франция, будучи богатой и трудолюбивой страной, не хочет жить в нищете, у нас звучит в том же ключе, но по-другому: «Работающий человек не должен быть бедным!»

Этот лозунг выдвигается нами не первый. Кстати, когда я говорю «нами», это в том числе и вами выдвигается. Потому что ФНПР - это вы. ФНПР - это все профсоюзы, которые входят в состав Федерации независимых профсоюзов России. Да, конечно, и в Генеральном соглашении мы выдвигаем конкретные требования к правительству и власти. Но наш общий лозунг звучит уже многие годы именно так: «Работающий человек не должен быть бедным!» И на этом пути, я считаю, что у профсоюзов России есть значительные достижения. Мы с вами долгие годы - больше 10 лет - выступали за то, чтобы минимальные размер оплаты труда был не ниже прожиточного минимума. И мы этого добились!

Более того, закон принят такой, что автоматически предписывает в зависимости от инфляции повышать минимальный размер оплаты труда, и это уже произошло в январе 2019 года. В 2019 году минимальный размер оплаты труда стал выше, потому что за счет инфляции повысилась стоимость минимальной потребительской корзины. Но мы должны сделать следующий шаг. И об этом мы говорили еще тогда, когда не достигли решения по приравниванию МРОТ к прожиточному минимуму. Речь идет о необходимости

менять методику определения прожиточного минимума. Надо переходить от минимальной потребительской корзины к минимальному потребительскому бюджету. Как я уже неоднократно говорил и как это записано в наших документах, которые наверняка у вас есть (а если нет, то почитайте то, что записано в решениях Генерального совета ФНПР и в других материалах ФНПР), минимальный потребительский бюджет, рассчитываемый, пока еще факультативно, по нашей методике, дает результат в денежном выражении примерно вдвое больше, чем нынешний прожиточный минимум. То есть порядка 25 тыс. рублей в месяц. При этом, конечно, инфляция и на него влияет, и чем больше будет инфляция, тем больше будет подниматься цифра минимального потребительского бюджета.

Но в действующем Генеральном соглашении предусмотрено, что мы должны вступить в трехсторонние переговоры (работодатели, профсоюзы и правительство) по пересмотру методики определения прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и приравнять прожиточный минимум к минимальному потребительскому бюджету. Такая рабочая группа создана и уже активно работает, и я уверен, что мы и дальше пойдем по этому пути.

Шершуков А.В. Вопрос от председателя Алтайской профсоюзной организации Минтрудсоцзащиты профсоюза Госучреждений и общественного обслуживания РФ Валентины Шадриной. «Уважаемый Михаил Викторович, в России продолжается процесс социального расслоения общества с разницей в доходах и ростом налоговой нагрузки на основную часть работающего населения. Какие конкретные меры предпринимает ФНПР для решения проблемы налоговой нагрузки для населения с низкими доходами; и соответственно для населения, это уже другая часть населения, что называется, со сверхдоходами?»

К этой же теме же относится вопрос по поводу позиции ФНПР по применению прогрессивной шкалы налогообложения граждан, который поступил к нам от Тамбовской организации этого профсоюза. И здесь же связанный вопрос, поскольку это тоже нагрузка на население: взаимодействие ФНПР с Правительством по недопущению роста тарифов ЖКХ.

Я бы здесь добавил и еще одну тему, которая тоже относится к бремени, которое возлагается на население. А именно: о возможном переходе на введение норм потребления на электроэнергию. Соответственно 300 кВт*часов минимум, а дальше уже по повышенному тарифу. Таким образом, задаю совокупный вопрос: давление на население налоговое и тарифное: позиция ФНПР.

Шмаков М.В. Позиция ФНПР по прогрессивному подоходному налогу однозначна. Мы об этом говорим постоянно и записываем это в своих требованиях. Мы за прогрессивный подоходный налог, поскольку это будет внедрять большую социальную справедливость в нашу жизнь. И, конечно, мы против роста тарифов ЖКХ. Но надо понимать, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги - это тарифы прежде всего естественных монополий: электроэнергия, газ… Вот сейчас появился еще один сюжет, связанный с вывозом мусора и с созданием соответствующей структуры, которая будет еще одним естественным монополистом. И хотя проблемы загрязнения надо решать, но почему это обязательно выливается в то, что человеку приходится больше платить за услуги ЖКХ? При этом я хотел бы сказать, что ФНПР делает все, чтобы не допустить этого.

Друзья мои, но ведь ФНПР - это не министерство и не правительство. Мы говорим и премьер-министру, и соответствующим министрам, и Президенту о том, что недопустимо совершать то или иное действие. Мы говорим депутатам Государственной Думы: нельзя принимать такие законы, которые увеличивают нагрузку на каждого человека в смысле обязательных платежей.

Если бы это механизмы управления были в наших руках, мы бы просто не допустили принятия таких решений. Но это не в наших силах, поэтому профсоюзам, еще раз повторяю, нужно плотнее работать с депутатами Государственной Думы, с сенаторами от каждой территории. Профсоюзам - и в том числе в каждом регионе - необходимо больше работать с естественными монополиями, которые устанавливают соответствующие тарифы на свою продукцию: на газ, электроэнергию, воду, на все остальные элементы жизнеобеспечения человека.

Но при этом давайте отдавать себе отчет в том, что наши коллеги, члены профсоюзов, таких как «Электропрофсоюз», профсоюз жизнеобеспечения и так далее, выступают за то, чтобы тарифы были повышены, потому что от этого зависит их заработная плата. Поэтому это вопрос непростой. Вы спросите своих коллег: хотят они получать хорошую заработную плату, хотят они, чтобы их зарплата росла, в том числе базируясь на повышении тарифов?

Шершуков А.В. Ну если уж поспорить немного, рост зарплаты только частично зависит от роста тарифов, потому что с ростом тарифов не происходит аналогичного роста заработных плат.

Шмаков М.В. Вот и нужно этим профсоюзам добиваться того, чтобы рост тарифов сопровождался повышением заработной платы членов профсоюзов в этих отраслях на предприятиях. Но наша с вами общая тактика состоит в том, что не важно, сколько будут стоить жилищно-коммунальные услуги, какой будет тариф на электроэнергию, нам не важно, сколько будет стоить хлеб. Нам должно быть важно, чтобы зарплата позволяла безболезненно платить по счетам, нам должно быть важно, что за одну буханку хлеба надо было работать, к примеру, 10 минут. Вот что нам нужно. А все остальное - только масштабирование. Поэтому наша главная задача - это адекватное повышение заработной платы во <всех> секторах экономики. Наша с вами главная задача и то, за что мы, как представители интересов членов профсоюзов, отвечаем и должны отвечать, - это повышение заработной платы. Растет стоимость потребительской корзины, растут расходы граждан на все обязательные выплаты - значит, мы должны требовать повышения заработной платы вплоть до остановки работы и объявления забастовок.

Шершуков А.В. Приходят к нам и звонки, которые мне присылают по телефону, в том числе достаточно резкие. Тюмень, автодорожники, Залялетдинов: «Почему ФНПР в нарушение Устава не скоординировала действия профсоюзов против пенсионной реформы?»

Шмаков М.В. ФНПР координировала эти действия. Во-первых, конечно, можно сколь угодно резко ставить вопросы, но строго говоря, в Уставе ФНПР этого не записано. Второе, ФНПР координировала действия, направленные против законопроекта, регламентирующего повышение возраста выхода на пенсию. Если вы вспомните, то ФНПР выступила с обращением к своим членским организациям, в котором говорилось, каким образом надо выступать против повышения пенсионного возраста. И давайте все-таки слово «реформа» оставим. Повторяю, не было никакой пенсионной реформы, есть повышение пенсионного возраста, против которого ФНПР активно выступила. В ряде регионов состоялись митинги, пикеты против повышения пенсионного возраста. Итоги этих протестных акций мы рассматривали и на заседании Исполкома ФНПР. В Исполком ФНПР входят руководители ваших профсоюзов, и там было принято решение о той форме действий, которая в конечном итоге и была принята.

Федерация независимых профсоюзов России, еще раз повторяю, это все мы, это все руководители ваших профсоюзов, это руководители территориальных объединений организаций профсоюзов, это каждый член профсоюза. Поэтому мы с вами вправе требовать и предлагать такие формы действия, на которые мы готовы, способны и которые, с вашей точки зрения, принесут большего успеха.

Шершуков А.В. Вопросы по законодательству. Еще раз напомню, что сейчас на экране вы можете видеть телефон, позвонив на который можно задать вопрос, который мне передадут на электронное устройство. В случае если вопрос попадет в список тех, которые мы успеем и сможем задать, мы его зададим, если нет, оставляйте свои координаты - и мы обязательно пришлем вам содержательный ответ.

Вопрос по законодательству от председателя Волгоградского областного совета профсоюзов Татьяны Николаевны Гензе: «Какие законодательные инициативы планирует ФНПР на 2019 год?»

Шмаков М.В. Я частично уже останавливался на том, что нам необходимо доработать методику определения минимальной потребительской корзины, приблизить ее к минимальному потребительскому бюджету, либо сразу перейти на методику, чтобы рассчитывалась эта цифра в соответствии с методикой расчета минимального потребительского бюджета. Естественно, это должно быть определено законом. И, собственно, это одна из главных наших законодательных инициатив.

Следующая важнейшая инициатива - корректировка внесения изменений в трудовое законодательство. В частности, в Трудовой кодекс РФ необходимо внести те положения, о которых говорилось в решении Конституционного суда РФ о том, что все компенсационные и стимулирующие выплаты должны быть над тарифом, будь то минимальный тариф, будь то тариф на каждом рабочем месте. Да, тариф - это плата за работу, а стимулирующие компенсационные выплаты не должны погружаться в тариф. И соблюдение этого решения Конституционного суда РФ надо отслеживать, прежде всего, на каждом предприятии, в каждом профсоюзе. Но главное, это решение необходимо и закрепить в Трудовом кодексе РФ. Сейчас такие переговоры идут, достаточно острые, потому что Министерство труда и социальной защиты и в целом Правительство считают, что тариф может быть ниже прожиточного минимума. Это не так, но приходится им доказывать, но они стоят пока на этой позиции, и рассылают соответствующие указания от имени Минтруда в регионы. Мы с этим боремся и разъясняем, что так не должно быть, но в конечном итоге позиция профсоюзов, поддержанная Конституционным судом, должна быть погружена в трудовое законодательство.

Шершуков А.В. Это тема внесения изменений в Трудовой кодекс. Вы немного опередили. Пришла группа вопросов по корректировке трактовки: что входит, что не входит в МРОТ на уровне законодательства. Такие вопросы поступили от Алтайской краевой организации профсоюза госучреждений, от Дагестанского республиканского совета организаций профсоюзов, от Приморской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки, из Ставрополя…

Шмаков М.В. Ну, я практически об этом сказал. Но хочу добавить к этому главное. Когда мы говорим о минимальном размере оплаты труда, что погружается в тариф, что не погружается, и что должны быть надтарифные компенсационные и стимулирующие выплаты, - при этом надо понимать, что все это относится не только к МРОТ. Потому что некоторые горячие головы говорят, что профсоюзы контролируют и выступают только за повышение минимального размера оплаты труда. Нет, не так категорически!

Профсоюзы выступают за повышение уровня оплаты труда по каждому разряду на каждом рабочем месте. Тех, кто работает на минимальном размере оплаты труда, абсолютное меньшинство. Нам необходимо, чтобы те же самые принципы работали по каждому разряду в межтарифной сетке, в межразрядных коэффициентах, которые есть в системах оплаты труда на каждом предприятии. Конечно, этот механизм наиболее наглядно проявляется в отношении МРОТ, но его реализация должна стать правилом для каждого тарифа по каждому разряду. Будь то 4-й разряд, будь то 6-й разряд - это оплата за работу. Вот премии и компенсационные выплаты должны начисляться дополнительно. И это самое главное, потому что очень часто нам заводят рака за камень и говорят, что да, вот мы будем спорить по поводу того, что относится к МРОТу, а что не относится. Повторяю, это относится к каждому тарифу на каждом рабочем месте.

Шершуков А.В. Возвращаемся к теме, которую мы уже проговорили: это инициатива ФНПР по поводу того, чтобы оставить для работающих северян прежний возраст выхода на пенсию. Вопрос с Севера – Немиседа Дарья Михайловна, Объединенная первичная организация «Новотексевер», Ямало-Ненецкий автономный округ, около 4 тыс. членов профсоюза: «У нас вопрос от всех по поводу законопроекта о сохранении прежнего возраста выхода на пенсию для северян. Это поддерживает ФНПР. Какие шаги со своей стороны могут сделать члены профсоюза на местах в поддержку этой инициативы, потому что было обращение ФНПР, а дальше?..»

Шмаков М.В. Я считаю, что должны последовать обращения к депутатам Государственной Думы, которые избраны от вашего региона, к вашим членам Совета Федерации. Такие же обращения, которые мы в свое время направили. Ну а нам присылайте информацию о том, что вы говорили, кого из законодателей приглашали к себе, что перед вами выступал, или вы приглашали, а к вам не приехал депутат Государственной Думы, сенатор или член Совета Федерации, или он согласился с вами. То есть нам нужна информация, как эта ситуация влияет на тех, кто голосует за тот или иной закон нашей законодательной системы. Все законы принимаются у нас в верхней и нижней палате Парламента. Поэтому нужно работать, прежде всего, с депутатами и сенаторами. И дальше соответствующие коллективные действия проводить и приглашать на них депутатов Государственной Думы и сенаторов.

Шершуков А.В. Поступила группа вопросов, связанных с подкреплением мотивации профсоюзного членства нормативными решениями, а именно вопрос по поводу возможности передачи функции управления соцстрахом профсоюзам,

вопрос о необходимости учитывать наличие профсоюзной организации на предприятии при организации тендера, конкурсов по размещению госзаказов, вопрос о принятии в члены саморегулируемой организации по согласованию соответствующего отраслевого профсоюза.

Шмаков М.В. Что касается саморегулируемых организаций, это отдельная система, которая сейчас внедряется, она не подразумевает контроль какой-то за профсоюзной деятельностью. Но через объединения работодателей соответствующего региона такой вопрос ставить можно и нужно. Если объединение работодателей поддерживает, то де-факто это надо вводить в том или ином регионе, где такой вопрос возникает.

Теперь что касается управления профсоюзами социальным страхованием. Мы неоднократно задавали этот вопрос, и сейчас идут очень сложные переговоры. Сложные в том, что есть большая заинтересованность все это обобществить и фактически передать в бюджет, потому что, в частности, сейчас дорабатывается и меняется Бюджетный кодекс. Мы выступаем категорически против этого и даем свои предложения о том, что этого делать нельзя, поскольку это не бюджетные фонды и незачем правила работы по ним погружать в Бюджетный кодекс. Есть Бюджетный кодекс, пожалуйста, работайте с бюджетом, с бюджетом консолидированным, туда все бюджеты региональные, федеральный бюджет, муниципальные бюджеты погружены. Там, наверное, какие-то правила надо вырабатывать, пусть и вырабатывают. Но внебюджетные фонды не должны входить в этот Бюджетный кодекс, а должны регулироваться специальным законом по внебюджетным социальным страховым фондам, другими законами, которые, если надо, следует принять.

И это мы предложили Президенту Российской Федерации, войдя с соответствующим обращением о том, чтобы был организован совет при Президенте под его руководством по внебюджетному обязательному социальному страхованию. Это необходимо сделать для того, чтобы была выработана концепция, принятая в качестве закона, и дальше чтобы никто больше, прежде всего Минфин, в бюджеты внебюджетных фондов не залезал.

А что касается социального страхования, то уже на протяжении последних двух-трех лет у нас консолидированная позиция с работодателями о том, что необходимо Фонд социального страхования по-другому строить. То есть так, чтобы он был под трехсторонним управлением: профсоюзы, работодатели и правительство. И еще одно - надо изменить закон по Фонду социального страхования, и дальше только согласованные решения принимать в этом фонде. И ни в коем случае не давать залезать в этот фонд, чтобы не было возможности реквизировать в государственный бюджет резервы, которые там образуются. Тем более сейчас, последние сообщения, у нас профицит государственного бюджета, ведь тогда и то, что копится в Фонде социального страхования, незачем изымать просто в общий бюджет государства. Поэтому функции управления Фондом социального страхования, мы считаем, что необходимо переводить, как я уже сказал, на трехстороннее управление: профсоюзы, работодатели и государство.

А что касается организации конкурсов по размещению госзаказов, тендера при равных условиях с учетом наличия на предприятии профсоюзной организации, то это правильная идея. Более того, в некоторых регионах это уже давным-давно делается. Для этого профсоюзам необходимо серьезно работать с правительством соответствующего региона. Например, в Москве, прежде чем получить подряд на выполнение городского заказа, обязательно исследуется и контролируется: есть ли профсоюзная организация у тех, кто хочет выполнять этот заказ, есть ли коллективные договоры. Если нет коллективного договора и нет профсоюзной организации, то это предприятие исключается из участников тендера. Эта система нормально работает и позволяет Московской федерации профсоюзов достаточно уверенно себя чувствовать и контролировать то, какие работы проводятся и как это отражается на работниках, членах профсоюзов.

Шершуков А.В. Три вопроса, которые связаны с заключением колдоговора и его дальнейшей реализацией. Первый вопрос от председателя первичной профсоюзной организации Центра занятости г. Новороссийска Марины Николаевны Турчиной. Вопрос заключается в следующем: когда профсоюзные организации ведут переговоры с работодателями, часто сталкиваются с тем, что работодатели отвечают, что работники сами не хотят вступать в профсоюз, вести коллективные переговоры, подписывать коллективный договор и так далее. Понятно, что это отговорки. Но в этой связи - возможно ли внесение в федеральное законодательство положения об обязательности заключения колдоговора каждым работодателем? Это один вопрос.

Второй вопрос уже от профсоюза работников АПК Северной Осетии, Северо-Осетинской республиканской организации, отраслевого профсоюза: о дополнительной ответственности за уклонение от введения и заключения колдоговоров и противодействие созданию профсоюзных организаций.

И третий вопрос, опять-таки относящийся к этой же теме: ответственность сторон социального партнерства за неисполнение положений достигнутых договоренностей. Это вопрос от Светланы Шандровой, председателя Молодежного совета Федерации профсоюзов Пензенской области. Еще раз резюмирую: изменения по обязательности заключения колдоговора каждым работодателем; дополнительная ответственность за уклонение от ведения и заключения коллективных переговоров и противодействие профсоюзным организациям; ответственность за неисполнение достигнутых договоренностей. Возможно ли, с вашей точки зрения, введение подобных норм в Трудовое законодательство?

Шмаков М.В. Сегодня есть достаточно жесткое положение по уклонению от заключения коллективного договора. Но надо понимать, что не просто так представители профсоюза госучреждений от Краснодарского края задают о том, что некоторые работники уклоняются от вступления в профсоюз. Если работодатели так говорят, это значит, профсоюз плохо работает, потому что - как заключать коллективный договор, с кем, если там нет профсоюзной организации? А если сказать, что все равно должен быть коллективный договор, то мы с вами получим массу «желтых профсоюзов» или других организаций трудящихся, которые будут заключать коллективные договоры, которые будут вытеснять профсоюзные организации на этих предприятиях и в этих организациях.

Поэтому это наша проблема, это не проблема законодательства - создание и функционирование активной профсоюзной организации в данном учреждении на данном предприятии. Мы должны организовывать профсоюзную организацию, она должна действовать, должна требовать заключения коллективного договора и работать в рамках комиссий по заключению коллективного договора. И вы знаете, если выдвинуто требование от профсоюза по заключению коллективного договора, то через три месяца работодатель обязан подписать коллективный договор. Поэтому здесь достаточно все отрегулировано.

Что касается более жесткого спроса при невыполнении пунктов коллективного договора, то, конечно, это надо, кстати, в традиционном коллективном договоре и прописывать. Но вряд ли такое положение на этом этапе попадет в законодательство.

Шершуков А.В. Несколько вопросов про ипотеку. Во-первых, вопрос от Краснодарской краевой организации профсоюзов работников здравоохранения об опять-таки оценочном суждении: будет ли создана государственная программа по обеспечению работников бюджетной сферы жильем с использованием социальной ипотеки, соответственно, с пониженной ставкой и так далее? Вопрос от Московской федерации профсоюзов уже по поводу молодых работников бюджетной сферы. И вопрос на ту же тему, но уже от молодых работников внебюджетной сферы из Воронежа. Дело в том, что к нам поступило несколько видеовопросов. Я сейчас попросил бы включить видеоролик. «Уважаемый Михаил Викторович! Я, Волобуев Дмитрий Игоревич, работник АО концерна «Созвездие» города Воронежа, обращаюсь к вам от лица работающей молодежи Воронежской области. В России есть программы льготной ипотеки для молодых работников бюджетной сферы, а подобных программ для молодежи, занятой в реальном секторе экономики, нет. А если они и есть, то только на бумаге. Мы вас просим проработать этот вопрос с социальными партнерами и добиться того, чтобы программы льготной ипотеки начали работать и для категории молодежи, занятых в реальном секторе экономики. Спасибо за внимание!»

Шмаков М.В. Да, конечно, мы считаем, что не должно быть разделения, что человек работает в бюджетном секторе или во внебюджетном секторе, реальном секторе экономики, и разные условия предоставления ипотеки. Мы считаем, что это должна быть программа, которая распространяется и на молодых работников, которые работают в реальной экономике. Хорошо, мы проработаем этот вопрос и более подробно его изучим, и соответствующее обращение, безусловно, сделаем, и прежде всего к работодателям, которые работают во внебюджетном секторе.

Понятно, что в непроизводственном секторе экономики бюджетники - это люди, которые работают на государство, и там государство, понимая, что ипотека - это достаточно сложное дело, должно помогать своим работникам. Надо, чтобы эта программа работала и на все остальные сектора экономики. Здесь вы абсолютно правы, я вас поддерживаю.

А что касается целевой государственной программы по обеспечению работников бюджетной сферы жильем по социальной ипотеке, эта программа есть в каждом регионе. Но давайте мы проанализируем, как это работает в регионах, и поймем, что надо подкрутить или какие на федеральном уровне необходимо принять меры для того, чтобы это работало более эффективно, и с соответствующими запросами обратимся к профильному министерству.

Шершуков А.В. Вопрос от Краснодарской краевой организации профсоюза работников здравоохранения. Тема, которая достаточно давно уже насущная и обсуждается внутри профсоюзов, а именно - возможность профсоюзов представлять в судах интересы неопределенного круга лиц без непосредственной доверенности отдельных членов профсоюза. На каком уровне реализации находится это?

Шмаков М.В. В этой связи было несколько наших «выходов» в Государственную Думу для того, чтобы такое право было предоставлено профсоюзным организациям. Пока это не находит отклика у наших депутатов Государственной Думы и в Правовом управлении Президента. Но мы ищем другие подходы «несколько сбоку», и обязательно вам сообщим, что надо сделать, чтобы это работало в пользу профсоюзов.

Шершуков А.В. Мы обсуждали с вами тему по поводу роста тарифов на электроэнергию. Вот пришла, как бы в развитие этой темы, реплика от председателя Магаданского областного комитета «Электропрофсоюза», которая звучит так: «Хотим не хотим, но, для того чтобы платить зарплату работникам, нам приходится повышать тарифы на электроэнергию. Какой выход из этой ситуации? Когда Шмаков поставит вопрос перед Правительством о недопустимости повышения цен на нефть, газ и производные? Мол, из-за этого и повышаем...»

Тут, по-моему, нас всех - и электроэнергетиков, и нефтяников, и газовиков, и представителей других отраслей, членов профсоюзов - определенно сталкивают. Нет?

Шмаков М.В. Конечно! Но чтобы этого не происходило, нам надо менять Конституцию, менять основополагающие законы, менять правила работы экономики. Сейчас у нас основной правительственный курс - на приватизацию, в том числе и естественных монополий. Нам же необходимо добиваться национализации всех монополистов, которые работают в области жизнеобеспечения (газ, нефть, ЖКХ, энергетика и так далее). Нам надо тогда ставить вопрос о ликвидации экономической системы, которая сейчас работает, об изменении подходов к ней.

Много раз этот вопрос ставился профсоюзами, и не только ими. Я хотел бы вас попросить посмотреть последние материалы Генеральных советов ФНПР, где эти вопросы ставились, другие наши обращения на эту тему. Тот вариант экономики, который есть сейчас, не позволяет справедливо регулировать цены на продукцию и услуги естественных монополий. Поэтому надо менять экономику.

Шершуков А.В. Несколько вопросов, связанных с темой индексации заработной платы. Отсылки на 134 статью Трудового кодекса, которая гарантирует повышение уровня зарплаты через регулярную индексацию, и ссылки на то, что отсутствуют уже, что называется, подзаконные акты, в результате чего индексация отдается на откуп работодателю со ссылками в колдоговорах, в том числе при наличии финансовых условий. Возможно ли здесь что-то сделать на законодательном уровне либо на подзаконном? Ваше мнение?

Шмаков М.В. Индексация, конечно, должна быть записана, прежде всего, в коллективном договоре.

Шершуков А.В. Она может быть записана, но при этом обрамлена рядом условий, которые ставят ее в «полувыполнимую» задачу.

Шмаков М.В. В начале нашего разговора была ссылка на «желтые жилеты», на поведение граждан Франции. При этом я должен сказать, что профсоюзы Франции еще не присоединились к движению этих «желтых жилетов».

Шершуков А.В. Но они «очень аккуратно» на это смотрят.

Шмаков М.В. Да, «очень аккуратно» смотрят, но если профсоюзы соединятся с этими «желтыми жилетами», то тогда будет точно революционная ситуация во Франции.

У нас в России мы должны добиваться того, чтобы выполнялись положения коллективных договоров, в соответствии с законодательством. Только ведь, когда доходит до дела, к сожалению, наши активисты идут на компромисс сами с работодателем. ФНПР добилась внесения законодательных поправок, которые в случае, если что-то не выполняется, если вовремя не выплачивается заработная плата, позволяют прекратить работу и ждать, пока долги по заработной плате не будут погашены.

Если индексация входит в систему заработной платы, а ее не делают, то, учитывая, что это не доплата к заработной плате, ее можно приравнять к невыплате заработной платы. И дальше надо организовывать шаг за шагом переговоры. Если переговоры ничего не приносят, тогда - объявлять забастовку, или «итальянскую забастовку» (работу по правилам). Но и этим, к сожалению, не очень часто пользуемся.

Посмотрите каждый из вас на своем рабочем месте - все ли условия для эффективной работы на каждом рабочем месте работодателем выполняются? Я вам гарантирую - не все! Так давайте, раз цепляется работодатель за то, что у него «нет средств, чтобы повышать или индексировать заработную плату», то тогда мы реагируем соответственно: нет перчаток, которые положены, или спецодежды, - мы не работаем, пока не обеспечат, и так далее. Это самая действенная мера.

Шершуков А.В. Группа вопросов из Дагестанского республиканского союза организаций профсоюзов; от Краснодарской организации профсоюза работников здравоохранения и от Приморской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки. Все вопросы по поводу перспектив установления базовых окладов по данным группам профессий. Хотя, честно говоря и положа руку на сердце, мне немного странно, потому что это - функционал отраслевых профсоюзов.

Шмаков М.В. Конечно, мы категорически и активно выступаем за то, чтобы были базовые ставки и оклады. Но отраслевые профсоюзы (образования, здравоохранения) имеют свою позицию, которая не всегда такая же однозначная и жесткая. На практике в основном они ведут переговоры по базовым ставкам и окладам, а мы, естественно, помогаем им в этих переговорах и соглашаемся с тем, чего добивается отраслевой профсоюз.

Шершуков Александр Владимирович – секретарь Федерации независимых профсоюзов России. Несколько вопросов по темам изменения в Трудовое законодательство, повторение вопроса по поводу ответственности работодателя за нарушение прав профсоюза, за уклонение от взаимодействия с ним, что мы уже несколько затронули в связи с темой подписания колдоговора. И вопрос от Челябинской организации профсоюза работников жизнеобеспечения. А именно: «Возможно ли, с вашей точки зрения, исключение из Трудового кодекса требования о представительности профсоюзной организации в размере не менее 50% от работающих, что автоматически дает ей право на ведение и заключение дальнейшего коллективного договора, поскольку коллеги считают, что это препятствует малочисленной первичной профсоюзной организации реализовывать право на ведение переговоров при 30%, 25% от работающих».

Шмаков Михаил Викторович – председатель Федерации независимых профсоюзов России. Наша задача - довести количество членов профсоюза в коллективе больше чем до 50%, то есть вовлекать надо в профсоюз. А дальше мы упираемся в Закон об общественных объединениях и в Гражданский кодекс, где говорится о том, что когда решается большинством тот или иной вопрос, надо это большинство иметь. Как на собрании, когда вы выбираете председателя или решаете какой-то вопрос голосованием: если набрала та или иная идея или та или иная кандидатура 50% плюс один голос, то это решение проходит, а если не набрал этот вопрос 50%, то он не проходит. Точно так же и здесь.

Шершуков А.В. Вообще этот вопрос выходит на другую тему: если профсоюзной организации, в которую входит менее 50% работающих, предоставляется право на ведение коллективных переговоров, то следующий шаг – заключение коллективного договора и наличие нескольких коллективных договоров на предприятии, так по большому счету. Правильно? Суть-то в этом.

Шмаков М.В. Да, с одной стороны. С другой стороны, когда готовился и принимался Трудовой кодекс в 2002 году, то тогда одним из принципиальных условий, согласованных всей комиссией (и работодателями, и профсоюзами, и депутатами), был принципиальный вопрос, который до сих пор злободневен: мелкие профсоюзы хотят разрушить формулу «одно предприятие – один коллективный договор». И в этой связи сейчас прописано (если несколько профсоюзов на предприятии), каким образом составляется комиссия по заключению коллективного договора с представителями всех профсоюзов. Это в законодательстве есть, этим надо пользоваться.

Но если членов профсоюза меньше 50%, мы с вами рискуем и, прежде всего, предприятие рискует. Да, создастся комиссия по заключению коллективного договора, но голос профсоюза там будет только на 30%. Поэтому для того, чтобы иметь возможность более эффективно проводить свои интересы, необходимо пополнять ряды профсоюзов.

Шершуков А.В. И второй вопрос от Челябинской организации профсоюза работников ЖКХ - по упрощению порядка проведения коллективных мероприятий. В данном случае имеется в виду глава 11 Трудового кодекса - рассмотрение и разрешение коллективного трудового спора. Потому что наличествуют огромный штраф за проведение незаконных коллективных действий и сложная процедура их проведения.

Шмаков М.В. Эта процедура - специально для того, чтобы усложнить деятельность профсоюзов. Нам надо это изучить и не нарушать те действующие положения, которые есть. И это достаточно просто сделать.

А если забастовка признана незаконной по суду, то да (конечно, к сожалению, надо понимать, такой риск имеется), придется платить штраф. Поэтому надо все делать так, как рекомендует отраслевой профсоюз на уровне руководства, как рекомендует ФНПР (есть все методические указания), а не просто так, не соблюдая никаких процедур - взяли и объявили, предположим, забастовку - и она будет признана незаконной. Мы достаточно грамотные люди, можем пользоваться законодательством в своих интересах, не нарушая его.

Шершуков А.В. Вопрос из Ставрополя, тоже связанный с коллективным договором и ведением коллективных переговоров. Существует серьезная проблема в связи с тем, что в вертикально интегрированных компаниях у руководителей организаций, которые находятся не наверху, а внизу, отсутствуют полномочия на ведение коллективных переговоров. И может ли ФНПР в рамках РТК инициировать изменения в законодательство, предусматривающие участие легитимного представителя работодателя, обладающего полномочиями со стороны головной компании, на ведение переговоров по разработке и заключению коллективного договора?

Шмаков М.В. Это, прежде всего, относится к компетенции вашего отраслевого профсоюза. Именно отраслевой профсоюз в этих вертикально интегрированных компаниях вместе с головной организацией этой компании договаривается, кто и когда при заключении коллективных договоров имеет право от имени работодателей подписывать, согласовывать, туда что-то включать и так далее. Мы поддерживаем все отраслевые профсоюзы, в которых работают такие вертикально интегрированные компании. Но сами профсоюзы в этих компаниях с большой ревностью относятся, если ФНПР сама начинает у них что-то устанавливать. Поэтому мы работаем через ваш отраслевой профсоюз.

Шершуков А.В. Вопрос по тематике охраны труда, спецоценки условий труда и так далее. От Краснодарской краевой организации профсоюза работников здравоохранения. Вопрос по оплате временной нетрудоспособности. Сейчас работодатели производят оплату за первые три дня за счет фонда оплаты труда, дополнительные средства на эти цели учреждениям бюджетной сферы не выделяются. И плюс к тому автор вопроса трактует выплату части пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей - это повторные налоговые отчисления, хотя это немного другие деньги. Вопрос: возможно ли изменение в Федеральный закон, чтобы исключить обязанность платить за первые три дня за счет средств работодателя?

Шмаков М.В. На этом жестко стоит Правительство. И с большим трудом тогда им удалось это внедрить, но работодатели с этим согласились. И если не выплачиваются эти средства за первые три дня, надо обращаться в прокуратуру, которая должна разбираться с этим.

Хочу всем сказать, что у нас есть соглашение с Генеральной прокуратурой (на уровне региона с прокурорами соответствующих регионов) о том, что они отслеживают выполнение трудового законодательства. Поэтому там, где это не работает, пусть прокурор разбирается, надо к нему обращаться, и в этом нет ничего страшного. И это сразу мозги некоторых руководителей бюджетных учреждений поставит на место. А если они скажут, что им не даются какие-то дополнительные средства финансирования бюджетных учреждений, то тогда прокурор обязан поставить вопрос о недофинансировании данного учреждения с тем, чтобы тот, кто финансирует, финансировал в полном объеме с учетом выплаты по статистике этих трех дней временной нетрудоспособности за счет работодателя.

Шершуков А.В. Спасибо. Теперь я прошу включить видеоролик, который нам был прислан из Белгорода. Вероника Маматова, председатель Молодежного совета Белгородской областной организации Профсоюза работников АПК РФ: «Уважаемый Михаил Викторович! От имени профсоюзной молодежи Белгородчины хочу поднять самую актуальную проблему современности: почему человек труда перестал быть в России героем? Люди не верят, что их труд важен и нужен. Прерываются трудовые династии, когда сын хочет идти по стопам отца, когда мать с гордостью говорит, что воспитала инженера. Президент утвердил звание «Герой труда России», а мы про них ничего не знаем. Похоже, что это звание присуждается единицам. СМИ эта тема не интересна. У них свои герои. Получить звание «Ветеран труда» стало также почти невозможно. Какое ваше мнение по поводу этого? И что вы, как лидер профсоюзов России, намерены сделать?»

Шмаков М.В. Я должен вам сказать, что звание «Герой труда», кстати, по настоятельному требованию ФНПР, профсоюзов, было учреждено в нашей стране 5 лет назад; есть люди, награжденные этим званием, орденом «Герой труда» (5 человек ежегодно награждается), они представляют самые разные сектора нашей деятельности, в том числе и агропромышленный комплекс. И это достаточно широко освещается.

Что касается звания «Ветеран труда» - да, сейчас ужесточено положение, по которому награды ведомственные и прочие имеют влияние, имеют значение при установлении звания «Ветеран труда». При этом звание «Ветеран труда» присваивают региональные законодательные собрания, и они же вырабатывают критерии для награждения. Поэтому здесь надо очень активно работать с местным законодательным собранием.

А то, что касается династий в совершенно разных областях нашей трудовой деятельности, то сейчас, слава Богу, есть поворот к этой теме, и сейчас пропагандируются и династии в различных отраслях народного хозяйства. Мы, безусловно, требуем этого, поддерживаем это, будем и дальше поддерживать вклад династий, вклад передовых работников в развитие своего предприятия и нашей экономики в целом.

Шершуков А.В. Спасибо. Целый ряд вопросов поступил по теме «Ветеран труда»; частично вы на них уже ответили. И сейчас я прошу следующий видеоролик, видеовопрос, который к нам пришел уже из Тамбова...

Шмаков М.В. Занимаемся, но я еще раз повторяю, что по званию «Ветеран труда» сегодня принимается решение местными законодательными собраниями и региональными правительствами. Поэтому, безусловно, для освобожденных работников профсоюза профсоюзные награды являются ведомственными наградами, и во многих регионах это учитывается как ведомственная награда, которая дает право на присвоение звания «Ветеран труда». Будем дальше контролировать этот процесс, а те регионы, которые этого не учитывают, будем поправлять.

Шершуков А.В. Михаил Викторович, продолжая эту тему, поступило много вопросов, которые относятся к профсоюзным наградам и их влиянию на присвоение звания «Ветеран труда». Вы совершенно правильно сказали о том, что в ряде регионов приняты такие региональные нормативные акты.

Шмаков М.В. В большинстве регионов.

Шершуков А.В. Но вопросы здесь кроме прочего еще и следующие: возможно ли внесение на общероссийском уровне в нормативную базу положений, в соответствии с которыми присваивалось бы звание «Ветеран труда»? Такие вопросы поступили из Ставрополя, Белгорода, Пензенской области, Краснодарского края, из Приморья, несколько раз из Северной Осетии.

Шмаков М.В. Я еще раз хочу сказать, что будь то принято на федеральном уровне, все равно эти звания присваивают региональные законодательные собрания, региональные правительства в зависимости от того, как это дело поставлено. Поэтому необходимо «входить» в законодательные собрания своего региона и выдвигать достойных.

Более того, в нашей сегодняшней жизни и в нашем демократическом процессе необходимо выбирать своих активистов депутатами законодательных собраний. Эти активисты на заседаниях своих законодательных собраний должны наши вопросы постоянно поднимать и поддерживать различными, в том числе и коллективными, действиями. И тогда все это будет решаться. Без этого давления нашими предложениями не будут заниматься в регионе и проталкивать их выше.

Шершуков А.В. Спасибо. Надеемся, что это смотрят и члены профсоюза, и депутаты.

Шмаков М.В. Мы надеемся, но я еще раз повторяю: профсоюзные организации, особенно на региональном уровне и на муниципальном уровне, должны быть заинтересованы и продвигать своих коллег и товарищей в муниципальные депутаты и поддерживать их на выборах, в депутаты региональных законодательных собраний и поддерживать их на выборах. А дальше давать им поручения для решений в рамках их компетенции.

Мы точно так и делаем на уровне Федерального собрания, поскольку, вы знаете, в межфракционной депутатской группе «Солидарность», которая организована и работает уже четвертый созыв в Государственной Думе, порядка 22 депутатов. Не только тех, которых поддерживали профсоюзы, но которые ориентированы на социальную справедливость. Мы регулярно с ними встречаемся и говорим, что надо продвигать, какие законы необходимо принимать, что мы заинтересованы в принятии такого, такого и такого закона…

У ФНПР нет законодательной инициативы, хотя в некоторых регионах у профсоюзных объединений региона есть право законодательной инициативы. Надо сказать спасибо нашим коллегам, которые добились этого у местных законодательных собраний. Но важно продвигать наши законодательные инициативы как через структуру профсоюза (если есть такое право), так и через депутатов, которые каждый по определению имеет право на законодательную инициативу. А дальше лоббировать их принятие, поддерживать их принятие и так далее.

Шершуков А.В. Вопросы по оздоровлению и по «санкурорт-лечению» из Ставрополя. Возможно ли внесение изменений в законодательство в части предоставления оздоровления за счет ФСС не только работникам с вредными условиями труда, но и по результатам профосмотров, и соответственно диспансеризации, с вашей точки зрения?

Шмаков М.В. Я думаю, что надо над этим работать и усиливать эту составляющую Фонда социального страхования по предоставлению путевок, что не только «вредникам», но и трудящимся других отраслей. К сожалению, и я уже говорил об этом, Минфин изымает большую часть средств, сэкономленных Фондом социального страхования, и у них не остается средств на оплату путевок.

Шершуков А.В. В соответствии с принятым бюджетом Фонда соцстраха?

Шмаков М.В. Нет, не в соответствии.

Шершуков А.В. Они вообще-то имеют на это право?

Шмаков М.В. Вообще-то не имеют, но принимается каждый раз такое постановление Правительства, поддерживаемое депутатами, об изъятии в общий бюджет экономии по Фонду соцстраха, особенно не по временной нетрудоспособности, а по несчастным случаям. Мы категорически против этого, но тем не менее это продолжается…

Шершуков А.В. Вопросы по санаторно-курортным путевкам для членов профсоюза. Вопросы однотипные, а именно - что стоимость путевок растет в принципе. И возможно ли на федеральном уровне решать вопросы о предоставлении льготных путевок работникам бюджетной сферы, возможно ли сделать путевки для членов профсоюза более доступными? Возможно ли увеличить скидку на льготные путевки в профсоюзные санатории для членов профсоюза и их семей? Я просил бы включить следующий видеовопрос.

«Здравствуйте, уважаемый Михаил Викторович! Я, Егорова Светлана Анатольевна, с 2013 года являюсь членом профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ. Состою на учете в первичной профсоюзной организации медико-санитарной части МВД по Удмуртской Республике. В связи с ежегодным повышением стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря многие семьи не могут себе позволить отправить детей в лагеря. Возможно ли снижение стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря?

Второй вопрос: в связи с оптимизацией во многих учреждениях сокращаются отделы, и численность сотрудников уменьшается, а объем работы остается. В связи с большой нагрузкой на работе люди начинают заболевать. Поскольку профсоюзные здравницы располагаются по всей стране, возможно ли предоставление скидки более 20%?»

Шмаков М.В. Пионерские лагеря сегодня все перешли под эгиду и в собственность местных властей; и уже нет того детского отдыха, который был раньше, когда детские лагеря содержали предприятия. Это произошло с началом приватизации в 90-е годы, лагеря объявлены непрофильными активами и по закону все предприятия обязаны были непрофильные активы социальной направленности передать местным органам власти. Передали.

И сегодня профсоюзы не имеют практически никакого влияния на то, кому выдаются эти путевки. Поэтому надо в данном случае спрашивать прежде всего с руководства региона, с руководства муниципалитета, которые конкретный детский лагерь имеют. Сейчас по практике, как мы знаем, путевки даются в основном для детей из малообеспеченных семей, многодетных семей и так далее, а профсоюзы не имеют никакого влияния на распределение этих путевок…

Теперь эти вопросы надо задавать местной власти в период различных избирательных кампаний, будь то выборы мэра, будь то выборы губернатора, каких-то других выборных лиц в регионах: что вы будете делать для того, чтобы были более доступные детские лагеря, что вы будете делать для того, чтобы были разумные цены и дотировались эти цены из соответствующего бюджета городского, регионального, муниципального и так далее?

Что касается цен на санаторные путевки профсоюзные в тех здравницах, которые еще остались у профсоюзов. Как вы знаете, в тех здравницах, где контрольный пакет имеет ФНПР, 20%-ая скидка для членов профсоюзов сегодня существует. Можно ли дальше делать большую скидку со стороны здравниц? Собственно, это не ФНПР, а здравница дает. Нет, нельзя, потому что тогда это будет ниже себестоимости. Конечно, можно один год раздать эти путевки, и после этого этот санаторий закрыть, поскольку он будет весь в долгах и будет объявлен банкротом. Поэтому мы именно 20% даем. Как дальше снижать стоимость путевки или увеличивать дотацию, дотацию от имени ФНПР на эти 20%?

Профсоюз работников госучреждений - достаточно большой профсоюз. Вы сколько взносов перечисляете в адрес своего центрального комитета - 2 или, может быть, 4%? Но давайте 22% перечислять из собранных взносов в адрес своего центрального комитета профсоюза, и вот тогда центральный комитет сможет создавать фонды и дополнительно к тому, что дает ФНПРовский фонд, может свою еще дотацию на приобретение путевок применять…

И это касается не только профсоюза работников госучреждений; это касается и всех других профсоюзов. У нас очень вольное обращение с взносами, мы их собираем, а потом «тонким слоем размазываем» на всякие не первостепенные вещи…

Взносы необходимо концентрировать для того, чтобы иметь возможность приглашать квалифицированных специалистов, которые помогают заключить коллективный договор и вести переговоры на высоком уровне с работодателями; для того, чтобы содержать юристов, которые будут защищать профсоюзы, организации, участвовать в конфликтах и т.д. И для того, чтобы общие программы были по льготированию, в том числе путевок в санатории. Поэтому давайте разберемся с взносами, и тогда у нас будет больше возможностей для того, чтобы предоставлять льготные путевки.

Шершуков А.В. Спасибо. И переходим к теме: организационная структура. Прошу включить видеоролик, который к нам пришел с Камчатки.

«Здравствуйте, уважаемый Михаил Викторович! Меня зовут Давыдова Лидия. Я живу и работаю в Камчатском крае. Много лет являюсь членом профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ. Все чаще и чаще слышу о проблеме численности членов профсоюзов, выходе людей из профсоюзов. Как ФНПР видит эту проблему и прорабатываете ли вы и ваша команда ее решение?»

Шмаков М.В. Повышение профсоюзного членства является одной из основных задач ФНПР, всех профсоюзов, всех профсоюзных структур. И если мы эту задачу будем решать и решим ее, то тогда мы сможем работать более эффективно.

Мы считаем, что привлекательность профсоюзов сегодня подтверждается многими факторами. В частности, спецоценка условий труда (СОУТ). Для членов профсоюза профсоюзная организация, профком должен следить и не позволять подтасовывать результаты спецоценки условий труда. И грубо говоря, вот два одинаковых рабочих места, на которых работает член профсоюза и не член профсоюза, где проводится спецоценка условий труда. Там, где работает член профсоюза, мы, естественно, должны внимательно следить, чтобы не было никаких подтасовок; там, где работает не член профсоюза, надо сказать, что если ты не хочешь вступать в профсоюз, тогда сам свои интересы и защищай. Понятно, что спецоценка - это достаточно сложная тема и требующая квалификации.

Один только пример, когда замеряют уровень шума, уровень освещенности, потому что одно и то же рабочее место в разные периоды дневной работы может давать разные показания. Компании, которые проводят спецоценку, - это частные компании, их нанимает работодатель, и его интерес в том, чтобы эта спецоценка условий труда как можно больше мест вывела из разряда опасных, вредных и т.д. За этим надо наблюдать. И член профсоюза пользуется защитой профсоюза, а не член профсоюза, сэкономивший на взносах, пусть стоит сам за себя.

Дальше - бесплатная юридическая консультация, помощь при рассмотрении трудовых споров в судах или где-то в досудебном порядке. Юристы профсоюзов оказывают эту помощь членам профсоюза бесплатно. Тот, кто не состоит в профсоюзе, сегодня за достаточно большие деньги может нанять себе адвоката или сам себя защищать, если он считает себя подготовленным в юриспруденции, где достаточно большое количество тонких моментов, которые надо знать, иметь практику и так далее.

Член профсоюза имеет юридическую защиту от своего профсоюза. И так далее. Вот эти аргументы надо приводить в первую очередь, когда мы хотим увеличить количество членов в своих рядах.

Шершуков А.В. Михаил Викторович, к тому, о чем вы говорите, еще один вопрос, на него мы отвечали в октябре 2017 года.

Шмаков М.В. Правильное дополнение, потому что в октябре 1917 года на другие вопросы отвечали.

Шершуков А.В. Ну, возможно, все еще предстоит. Но поскольку люди продолжают его задавать, я вас попросил бы в коротких тезисах высказаться на тему «Колдоговор только для члена профсоюза». Мы об этом говорили уже много. Газета «Солидарность» об этом писала регулярно. Ответы на эту тему звучат на большом количестве мероприятий, но поскольку люди все равно продолжают задавать этот вопрос, хотя бы коротко, если можно, - позиция и возможное если не это, то что.

Шмаков М.В. Позиция ФНПР, не просто руководства, председателя и заместителей, - позиция ФНПР, которая выражена в решениях Исполкома ФНПР, которая обсуждалась на заседании Генерального совета ФНПР, состоит в том, что колдоговор только для членов профсоюза не принесет пользу профсоюзам. Это будет порождать возникновение «желтых профсоюзов», и работодатели будут создавать свои карманные профсоюзы для того, чтобы бороться с боевым и принципиальным профсоюзом. Это наша точка зрения, если коротко.

Шершуков А.В. Ну если нет альтернативы, то тогда это возможность заключения дополнительных соглашений с работодателем, которые не называются колдоговором, но которые можно выводить по некоторым вещам из колдоговора.

Шмаков М.В. Хорошо, я тогда продолжу более пространно. Коллективный договор, который сейчас мы заключаем, разрабатываем, подписываем, он корнями своими уходит в славные года социализма, социалистического хозяйства. И туда записывается все подряд. Можно взять 30-летней давности коллективный договор, он мало будет отличаться от того, что записывается сейчас. Но к этому вопросу часто примыкает вопрос: а вот наш руководитель, наш работодатель готов дать преференции для профсоюза, поскольку колдоговор для всех заключается (или распространяется на всех)? Он не будет этого делать по целому ряду причин...

По коллективному договору есть наработки, методические указания, разработанные Академией труда и социальных отношений, Институтом профсоюзного движения, которые мы направляли неоднократно во все профсоюзы. И если они до вас не дошли, требуйте от своего профсоюза, чтобы применять их в своей деятельности.

В коллективный договор надо записывать то, что априори относится ко всем работникам: например, режим рабочего времени, система оплаты труда, такие вещи, которые автоматически распространяются на всех. Ну а все остальные, особенно те положения, которые дают какие-то преференции членам профсоюза, - надо заключать отдельный договор, не называя его коллективным договором, между руководством предприятия, профсоюзным комитетом, ну в частности там, где остались еще детские лагеря. Там это совместная деятельность, потому что профком готовит туда вожатых, проводит там субботники до открытия лагеря вместе, естественно, с администрацией, которая это дело финансирует. И дальше по этому соглашению профком проводит распределение этих путевок, или какие-то другие дополнительные социальные льготы, которые может предоставить предприятие в отдельном договоре, в отдельном соглашении с руководством предприятия. И тогда не будет никакого нарушения законодательства, будет дополнительный интерес для того, чтобы люди вступали в члены профсоюза.

Шершуков А.В. Вопрос из Белгорода от Раисы Ломакиной, это председатель территориальной организации профсоюза «Торговое единство». Вопрос к вам, Михаил Викторович. В ваших выступлениях звучит предложение об объединении малых профсоюзов. Сеть «Торговое единство», ЦК профсоюза, территориальные организации готовы к объединению с профсоюзом потребительской кооперации и предпринимательства; но мы видим, что другая сторона не готова к объединению. Сможет ли ФНПР содействовать объединению?

Шмаков М.В. Конечно, не только сможет, мы будем и содействовать объединению и убеждать тех, кто не хочет. Потому что там в основном стоят личные интересы. Из двух председателей профсоюзов надо будет выбирать только одного. И не факт, что выберут именно того, кто на это хочет претендовать…

Тяжелейший процесс, который прошел с объединением трех профсоюзов в Роспрофпром: профсоюза оборонной промышленности, профсоюза машиностроения и профсоюза текстильной и легкой промышленности. Это была тяжелая задача, но мы вместе ее решили. И сегодня профсоюз работников промышленности эффективно работает.

Но когда все это начиналось, то в этот объединенный профсоюз должны были войти и хотели наряду с вышеназванными профсоюз работников авиационной промышленности, профсоюз работников радиоэлектронной промышленности и профсоюз автомобильного и тракторного машиностроения. Но потом они отпали, в основном по личным причинам - не видели руководители этих профсоюзов, что они будут лидерами в новом профсоюзе. И лучшим посчитали для себя сохранить маленький, но собственный профсоюз, что, безусловно, уменьшает возможности этих небольших отраслевых профсоюзов.

В качестве примера могу привести профсоюз текстильной и легкой промышленности, с которым мы еще 10 лет назад говорили о том, что надо объединяться с более мощными профсоюзами. Его ответ: «Будем умирать, но свое знамя никому не отдадим». Но практически умерли… Они принесли в объединенный профсоюз только долги по зарплате своим освобожденным работникам, и объединению профсоюзов надо было выплатить соответствующие суммы, так как этих денег не было у профсоюза текстильной и легкой промышленности. Профсоюз текстильной и легкой промышленности, имея 22 тыс. членов профсоюза, тем не менее, имел 12 обкомов профсоюза в полном объеме, где были освобожденные работники и т.д., а взносов-то у них не было… Здесь альтернатива только одна - или профсоюз ослабнет совсем и исчезнет, либо мелкие профсоюзы должны объединяться в более крупный профсоюз, который может реально защищать интересы своих членов.

Шершуков А.В. И вопрос уже с другого бока от работников Росгидромета: «Уважаемый Михаил Викторович, мы передаем вам самые острые вопросы от работников Росгидромета, которым приходится выживать на нищенские зарплаты уже более 10 лет. Мы входим в профсоюз авиационных работников по исторически сложившейся традиции. В этом профсоюзе у нас самые низкие и не сопоставимые заработные платы. Наши доходы не дотягивают ни до официальных средних зарплат по стране и регионам, ни даже до неофициальных средних зарплат. И на наш главный вопрос к власти: когда нам повысят зарплаты до средних по стране? - профсоюз не может получить ответ который год. Мы считаем, что пора организовывать свой профсоюз работников гидрометеорологов и заниматься решением только своих насущных проблем. Вопрос: как выйти из опалы и создать свой профсоюз?»

Шмаков М.В. Я считаю более эффективным, коль есть такая проблема, если мы со своей стороны на основании вашего вопроса поработаем с профсоюзом авиационных работников, чтобы понять, как гармонизировать вашу работу. И более того, поднимать заработную плату и работникам Росгидромета, и другим работникам профсоюза авиационных работников и т.д. Я считаю, что создание собственного профсоюза возможно, да, никто не может вам запретить, но более эффективно - работать в рамках более большого профсоюза, а может быть, и вместе с этим профсоюзом авиационных работников войти еще в один большой профсоюз.

Вот пример от наших коллег. 8 лет назад в профсоюзах Германии было 22 отраслевых профсоюза; потом это сократилось через объединение до 18; сегодня 12 отраслевых профсоюзов. Это не потому, что у них такая тяга к объединению, это потому, что чисто по финансовым причинам профсоюз не может выживать, если не объединяться с другими и не увеличивать свою силу и свою численность. Поэтому в любом случае путь будет такой.

Шершуков А.В. Я со своей стороны коротко хотел добавить о том, что действительно у Росгидромета у работников нищенские зарплаты, даже в формате профсоюза авиационных работников других специальностей. Там речь доходит до уровня МРОТ, не повышающегося по целому ряду регионов, включая Красноярский край и другие, где работают их центры. И со своей стороны мы, как газета «Солидарность», снова вернемся к вашей теме и попробуем совокупно помочь в этой борьбе.

Шмаков М.В. Конечно, давайте, эту тему надо взять на контроль и понять, почему так получается, какие там на самом деле реальные зарплаты. И когда мы говорим о ставках и окладах, и суммарных зарплатах.

Шершуков А.В. Там в сумме то же самое.

Шмаков М.В. Я согласен, надо внимательно разобраться с заработной платой работников Росгидромета.

Шершуков А.В. Следующая тема: информационная работа. Ролик к нам пришел из Чувашии.

«Уважаемый Михаил Викторович! Чувашская Республика, профсоюз работников госучреждений и общественного обслуживания РФ, председатель первичной профсоюзной организации студентов филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Оксана Тайлина. На наш взгляд, в СМИ, особенно федерального значения, налицо дефицит актуальной информации, достоверно рассказывающей о профсоюзной деятельности, в то время как антипрофсоюзной информации предостаточно. Все это очень негативно сказывается на эффективности профсоюзной деятельности в целом. Снижение мотивации членства, доверия к профсоюзам. Какие меры для выхода из данной ситуации вы видите и что планирует реализовывать ФНПР для активного появления информации о деятельности профсоюзов из первых уст профлидеров и создания положительного пиара в федеральных СМИ?

Шмаков М.В. Спасибо за ваш вопрос. Вы тоже представляете профсоюз работников госучреждений и общественного обслуживания. Я уже сказал и еще раз хочу повторить. Коллеги, концентрируйте средства, и после этого, поскольку сегодня вся пропаганда у нас платная, вы сможете более активно выходить на средства массовой информации. Также могу сказать, что вчера вышла «Российская газета» с моим большим интервью, и там многие из тех вопросов, которые сегодня задаются. То есть информационные поводы мы стараемся использовать постоянно.

Например, в начале этого января в качестве информационного повода было мое заявление о том, что минимальный размер оплаты труда надо повысить вдвое - до 25 тыс. рублей. Масса была перепечаток и в интернете, и в печатных версиях, короче говоря, это вызвало информационную волну. Поэтому мы и впредь будем создавать такие информационные волны для того, чтобы о профсоюзах говорили больше.

Но хочу вам сказать, что мы с вами сегодня живем в капиталистической экономике, где общая установка со стороны Всемирного банка, Международного валютного фонда, которая активно поддерживается нашим Центробанком в лице председателя Центробанка Набиуллиной, что либеральной экономике не нужны профсоюзы. Они считают это тормозом, считают, что необходимо от профсоюзов избавляться, переходить к индивидуализации труда, к индивидуализации каждого человека для того, чтобы не создавалось никаких течений и альянсов типа «желтых жилетов», типа наших с вами забастовок, митингов и шествий…

Поэтому мы с вами живем в условиях постоянного противодействия. Ну ничего, живем, жили и будем жить дальше, и будем пробивать эту информационную блокаду.

Шершуков А.В. Я хотел коротко добавить. И акцент в этом нужно делать не только на внешние средства массовой информации, но и использование собственных средств массовой информации. Газета «Солидарность», ваши региональные издания, региональные интернет-сайты профсоюзные. Конечно, их совокупный тираж достаточно большой, но проблема заключается в том, что зачастую люди, работающие в регионах с информацией, и мы в том числе, не распространяют информацию, которую мы публикуем в газете, которая размещается на сайте в газете «Солидарность» и прочее. Как только мы эту систему общую наладим - большой шаг мы сделали в прошлом году в рамках Года информации, - так мы сильно продвинемся. Мы работаем в этом направлении.

Шмаков М.В. Я хочу еще добавить к этому. Задан был вопрос от студентов. Вы молодые люди, вы уже обладаете теми информационными, цифровыми технологиями, которыми слабо обладают руководители вашего профсоюза более высоких уровней. Поэтому в соцсетях вы наверняка многие участвуете. Вы помещайте информацию о работе своей организации первичной, о работе профсоюза в целом, о том, что достигнуто, о том, какие есть недостатки. Вот мы сегодня два часа тут обсуждаем критические замечания. Подобные дискуссии надо выносить на ваши блоги.

Шершуков А.В. Не кошечки и белочки.

Шмаков М.В. Да, не кошечки и белочки, а серьезные проблемы социального развития и заработной платы. Вот это давайте обсуждать в соцсетях. И тогда информации о нас будет гораздо больше. Более того, ведь мы с вами будем обсуждать не с <такой> точки зрения, как некоторые работодатели. Последний из них был Чубайс, который говорил, что надо понизить заработную плату, надо повысить цены на электроэнергию, что она слишком низкая, и это все на различных экономических форумах. А вы пишите правду в соцсетях, и тогда нам всем вместе будет легче работать.

Шершуков А.В. Мы работаем с вами уже практически два часа; по количеству вопросов, которые были заданы и получены ответы, мы уже превысили с вами показатель 2017 года, но, тем не менее, еще пара осталась. Я прошу включить ролик, который к нам пришел от молодежи Белгорода.

«Епифанцев Никита, председатель первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов Белгородского государственного аграрного университета имени В.С. Горина. Михаил Викторович, скажите, как в условиях трансформации и перехода к цифровой экономике в нашем государстве будут трансформироваться профсоюзы? И что нового будет в нашей деятельности в условиях нового современного уклада жизни?»

Шмаков М.В. «В цифру» будет трансформироваться вся наша экономика, и профсоюзы в том числе, как экономическая организация. Профсоюзы живут в том экономическом пространстве, которое развивается в нашей стране. Поэтому мы должны соответствовать и иметь возможность эффективно использовать цифровые технологии, и будем этому и учиться, и учить профсоюзный актив, и пользоваться этими цифровыми технологиями.

В то же время сейчас, с нашей точки зрения, самая большая проблема - это попытка ускоренного перехода на цифру в таких вещах, как, например, введение электронных трудовых книжек, как введение документооборота кадрового только в цифре. Мы считаем, что это преждевременно, что необходимо параллельно, пока не будут отработаны все эти цифровые подходы и, самое главное, не будет отработана защита от вмешательства в эти данные, которые теперь будут храниться в цифре, надо вести параллельно и в электронном, и в бумажном виде. Вот этого мы сейчас добиваемся. Ведем непростые переговоры с работодателями и с Правительством. Но у них мнение такое, что надо срочно перейти на цифру. Мы спрашиваем: «Что будет являться доказательством в суде тогда, когда возникнет трудовой спор? Скриншоты какой-то информации цифровой или что-то еще?» Ответить на этот вопрос не могут - раз; и второе - это не закреплено законом. И мы можем столкнуться с такой ситуацией, когда будет какое-то судебное разбирательство, правда будет на стороне работника, а доказать это будет невозможно, поскольку это все в цифровом виде непонятно где хранилось…

Кстати, ежегодно юристы Федерации независимых профсоюзов России, в целом всей Федерации, в судах защищают порядка 15 - 17 тысяч граждан, членов профсоюза, которые выходят в суды с трудовыми вопросами. И в 93% это разрешается с помощью профсоюзных юристов в пользу работников. Это тоже один из привлекательных моментов для привлечения новых членов.

Шершуков А.В. Я не планировал задавать эти вопросы, но тут пришло одновременно два: первый из Ростовской области от обкома профсоюза работников связи от Алексея Машкина. Ростовская федерация потеряла в банке «Солидарность» достаточно большие деньги. Как помочь ростовским профсоюзам вернуть эти деньги?

И второй вопрос из того же региона, от первички уже профсоюза работников жизнеобеспечения («Водоканал»): «Банк «Солидарность» ликвидирован, мы потеряли деньги, кто их вернет? Деньги в банк перечислялись по рекомендации вышестоящей организации». Это Федерация Ростовской области, ЖКХ - с одной стороны, а с другой стороны, чуть раньше, обком связи. Разные отраслевые профсоюзы.

Шмаков М.В. Могу сказать вам так: никто эти деньги вам не вернет, потому что надо вовремя прислушиваться к тем рекомендациям, которые давала ФНПР. Еще 8 - 9 лет назад мы всем направили сообщения о том, что предлагаем выйти из банка «Солидарность», перевести счета в другие банки, потому что там есть признаки того, что банк стал неустойчивым. Кто-то послушал это, кто-то не послушал, и многие потеряли… Надо прислушиваться к тем советам, которые мы даем.

И мы, со своей стороны, ведем переговоры с крупными банками, которые так просто не закроют, чтоб могли обслуживать профсоюзные счета.

Шершуков А.В. И последний вопрос, чтобы наша встреча не заканчивалась на теме финансовых потерь, - поступил вопрос уже такой более сиюминутный. Дело в том, что сейчас в Госдуме, Совете Федерации и Правительстве задавался вопрос о целесообразности сокращения срока новогодних каникул. Как к этому относится ФНПР, разделяет ли эту идею?

Шмаков М.В. Нет, не разделяет, это полный бред, потому что количество праздничных дней, которые в расчете рабочего времени за год присутствуют в России, - 12 дней: такие как Рождество, 1 Мая и так далее. 1 Мая мы отстояли, как вы знаете. Календарь иногда таким образом складывается, что получается 10, 8 дней отдыха. Вот будут большие дни отдыха на 1 Мая, потом три дня рабочих, потом еще 4 дня нерабочих, и снова будут говорить отдельные активисты о том, что надо уменьшить количество…

Шершуков А.В. Не профсоюзные активисты.

Шмаков М.В. Не профсоюзные активисты. Кто это предлагает, не понимают существа вопроса. Наверное, какие-то вбросы идут от работодателей, потому что им надо организовать работу во время длинных выходных, если там непрерывное производство, и платить-то надо вдвое за эти выходные дни, либо потом отдавать в виде отгулов. Поэтому никакой прибыли или выгоды для работодателей это не дает, ну а некоторые недобросовестные политики начинают эту тему снова раскачивать. Пусть займутся лучше повышением заработной платы.

Шершуков А.В. То есть Новый год - наш.

Шмаков М.В. Новый год – наш! 1 Мая – наше! И вообще длинные выходные - это благо, потому что на Новый год попадают школьные каникулы, и родители могут со своими детьми провести это время, уделить время семье, детям. Это благо, а не недостаток.

Шершуков А.В. Спасибо, Михаил Викторович! На этом мы заканчиваем нашу прямую линию. Вопросы к нам поступили в большом количестве. На те из них, которые здесь не получили ответа, ФНПР ответит людям, активистам, которые их задали. Вопросы с отраслевой тематикой мы направим для ответа в соответствующие профсоюзы и будем смотреть, чтобы они вам прислали ответы.

Большое спасибо всем участникам. Я надеюсь, что эта традиция будет продолжена. Спасибо.

Шмаков М.В. Спасибо. До свидания.

 

 

Тел.: 8 (473) 255 42 95

E-mail: priem@vrnosprof.ru

Наш адрес: 394018 г. Воронеж, ул. Ленина, д. 8.       Яндекс.Метрика