Телефон для связи:

Председатель Воронежского областного совета профсоюзов 21.10.2014

Алексей Овчинников:

«К массовому выступлению людей нельзя не прислушаться»

 

Беседовал Алексей Павлов

На традиционном митинге профсоюзов, ежегодно проводимом в Воронеже в октябре, принято обращение к председателю ФНПР Михаилу Шмакову. Суть обращения в том, чтобы через профсоюзы США и ЕС потребовать от правительств этих стран отменить санкции против России и прекратить войну на юго-востоке Украины.

Дойдет ли обращение до адресата или это очередное «сотрясением воздуха»? С такого вопроса и начался наш разговор с Алексеем Овчинниковым.

 

- Хочу напомнить, - сказал Алексей Васильевич, - что митинги «За достойный труд» - не местная инициатива. Подобные митинги по решению Международной конфедерации профсоюзов проходят в 130 странах с 2008 года. К подобному массовому выступлению людей труда просто нельзя не прислушаться. Ежегодно проходят международные конференции профсоюзов, а перед ними собираются специальные группы работодателей и представителей трудящихся, на которых согласовываются позиции сторон.

Речь идет об основных составляющих достойного труда: заработной плате, занятости, безопасности жизни…Эти проблемы носят всеобъемлющий характер, не являясь исключительно российскими. А потому наши митинги проходят не для галочки - они имеют немалые социальные последствия, о чем и шла речь на состоявшемся 14 октября в Москве заседании Генерального совета ФНПР, обсудившего вопрос о задачах профсоюзов в текущей ситуации.

- А выдвигались ли на митинге требования к правительству РФ, к воронежским областным, городским властям?

- Безусловно. К Федеральному Собранию и правительству РФ мы обратились с требованиями социальных гарантий для людей труда.

К правительству области обратились с тем, чтобы был ужесточен контроль за работой управляющих компаний в сфере ЖКХ, были приняты меры по улучшению пассажирских автоперевозок, установлены справедливые цены и тарифы на товары и услуги с учетом их качества. Попытки федерального правительства частично переложить такой контроль на плечи общественных организаций, в том числе на профсоюзы, могут существенно размыть ответственность власти за болевые точки жизни.

- Сколько уже сказано по поводу ЖКХ - а толку? Дошло до того, что предлагается в школах ввести дисциплину по основам управления в сфере коммунального хозяйства, а цены растут и растут…

- Согласен. И прокуратура этим занимается, и полиция обеспокоена, и власть на местах озадачена, а люди по-прежнему жалуются: улучшений нет. Во многом все объясняется растущими аппетитами естественных монополий. Ведущие экономисты говорят о том, что погоня за прибылью в этих сферах неуместна.

На недавнем Московском экономическом форуме предлагалась идея: установить, что, если коммунальные платежи превышают 10% доходов семьи, разницу компенсирует местный бюджет. Если в нем нет денег - региональный, а если нет денег и там, то федеральный. Это приведет к тому, что коммунальные монополисты будут грабить уже не беззащитное население, а всесильный Минфин. Профессионалы, думаю, быстро поставят на место все структуры ЖКХ.

- На митинге профсоюзов в Воронеже говорили о нерешенных проблемах в социально-трудовых отношениях, о несправедливом распределении результатов труда, чрезмерном разрыве в доходах населения… А по-моему, этот разрыв в доходах уже не чрезмерный, а чудовищный. Известный публицист Станислав Белковский на страницах федеральной газеты недавно привел пример: «Руководитель государственной нефтяной компании стоит 4,5 млн рублей в день. А провинциальный учитель - 5 тыс. рублей в месяц. Но базовая философия отношений обоих с государством одна и та же».

- Пример, конечно, впечатляет. Но уместно вспомнить, что, победив на выборах, Алексей Гордеев на встрече с доверенными лицами и общественным штабом поддержки заявил, что расслабляться не следует. Среди основных задач вновь избранный губернатор назвал борьбу с превышением должностных полномочий и коррупцией. Но в первую очередь он говорил о том, что надо победить бедность, повысить уровень и качество жизни людей.

К слову, Минтруд России в сентябре разработал проект закона о регулировании оплаты труда руководителей. Законопроект расширяет ст. 145 Трудового кодекса, внеся в нее положение о том, что федеральные, региональные и муниципальные органы власти должны установить предельный размер оплаты труда для руководителей. При определении этого показателя будут учитывать средний размер зарплат обычных сотрудников учреждения. В ст. 278 Трудового кодекса укажут, что недостоверные декларации об имуществе и доходах станут основанием для увольнения с должности.

- Когда-то профсоюзы именовали «приводными ремнями партии». Сегодня партий много, а о «ремнях» не вспоминают. Какие сегодня у вас взаимоотношения с областной властью?

- Рабочие. Когда Алексей Гордеев впервые вступил в должность губернатора и заявил, что его цель - вывести регион в тридцатку наиболее развитых субъектов РФ, это было смелое заявление. Ведь оно пришлось на разгар глобального финансово-экономического кризиса, отрицательные последствия которого сказывались и на развитии области. Резко обострилась ситуация на рынке труда. На многих предприятиях вводился режим неполного рабочего дня, достигла своего пика безработица. В конце марта 2009 года в области было 32,4 тыс. безработных. Резко возросли долги по выплате зарплаты с 2,9 млн рублей до 176 млн (октябрь 2008 - март 2009 года). В такой ситуации губернатор сумел наладить взаимодействие органов госвласти с работодателями, общественными организациями, в том числе с профсоюзами. За это время, как мы видим, регион удалось вывести в число лидеров по многим показателям.

Конечно, все далось не просто. Практически все важные вопросы, начиная от формирования бюджета, принятия региональных программ, обсуждаются с учетом мнения профсоюзов. Немалая роль отводится системе социального партнерства, в основе которого лежит базовый документ - трехстороннее соглашение между правительством области, объединениями профсоюзов и сообществом работодателей. Именно эта триада дает результат в решении социальных вопросов, повышении заработной платы, обеспечении безопасного труда.

- Наш странный капитализм выстроил отношения между хозяином и работником, характерные для периода капитализма, описанного еще Марксом. Многие предприниматели не то что не думают об условиях труда наемных работников - иногда они даже об официальном их оформлении не помышляют.

- Расследования по таким фактам профсоюзы проводят, но доказать даже при обращении в суд, что человек работал именно в этой организации, нелегко. Уместно напомнить, чтобы при устройстве на работу каждый человек оформлял надлежащие документы, дабы в дальнейшем получать и зарплату, и оплачиваемый бюллетень, и выходное пособие. Приведу пример: в инспекцию труда облсовпрофа обратилась бывшая работница автотранспортного предприятия, которая не смогла получить документы, требуемые при оформлении на пенсию. При ликвидации предприятие не позаботилось о том, чтобы сдать нужные дела в архив. На основании профсоюзного билета, в котором была указана сумма об уплаченных взносах, через суд была восстановлена справедливость. Пенсионный фонд произвел перерасчет пенсии.

Для защиты прав работникам оказывается юридическая помощь при обращении в суды. В 2013 году было оформлено 400 исковых материалов, за пять последних лет - более 2 тыс.

- Алексей Васильевич, но предприятия малого бизнеса практически выпадают из зоны внимания инспекции по труду. Подобную «мертвую зону» легко установить даже арифметически: на десятки тысяч предприятий области приходятся единицы инспекторов. Если каждый из них без сна и отдыха, без еды и воды будет неустанно инспектировать, то обеспечить безопасность трудового процесса он не сможет даже гипотетически. Такой ситуации не было и в старой России, где при каждой мануфактуре служил господин инспектор, подчинявшийся лично губернатору и контролировавший условия труда фабричных.

- С развитием (по второму кругу) капитализма в России, новые пролетарии уже на заре своей туманной юности становятся производственными босяками - абсолютно бесправными перед всякими боссами. Удивительно, но Госдума приняла Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора)». А кто защитит права наемных физических лиц, коих в России миллионы? Может, прозвучит банально, но здесь опять-таки слово за профсоюзами. Там, где они есть, фактов нарушения трудового законодательства на порядок меньше.

- Вступая в трудовые отношения, работник рассчитывает на определенные условия начисления пенсии. И вдруг проходит время, а условия начисления меняются, причем не в сторону увеличения. Разве это допустимо?

- По нашему мнению, должны быть соблюдены все законные права и интересы граждан по отношению к уже имеющимся накоплениям. Думаю, ФНПР отстоит свою точку зрения.

- Впереди  IX съезд ФНПР - какие вопросы предстоит обсудить вашему активу?

- Самые что ни на есть важные. Речь пойдет о программе ФНПР, затрагивающей все направления ее деятельности. В условиях модернизации общества, профсоюзы требуют серьезного пересмотра форм и методов работы. Это и кадровая политика, кардинальное изменение своей организационной структуры, укрепление дисциплины и т. д. Нам предстоит выстроить работу таким образом, чтобы как можно больше людей пополняло ряды самой массовой общественной организации, которой профсоюзы и являются. Наш регион - не исключение.