Телефон для связи:

 

13.02.2014

Выступление председателя профобъединения А.В. Овчинникова на VIII заседании Совета ТООП «Воронежский облсовпроф»

  

Уважаемые коллеги!

Выбор темы сегодняшнего заседания Совета профобъединения обусловлен тем, что на современном этапе развития профсоюзного движения в общественном сознании значительной части граждан и в средствах массовой информации его проблемы не находят адекватного отражения. А потому общество не получает полной и истинной информации о деятельности профсоюзов, их возможностях по защите прав и интересов наёмных работников.

       Однако будем объективны: такое положение дел во многом является    и следствием недостаточного внимания профсоюзных организаций к информационной стороне своей деятельности.  Эта работа зачастую ведется разобщенными силами, финансируется по остаточному принципу, не соответствует современному уровню пиар-технологий.  Все это приводит к снижению мотивации профсоюзного членства, к ослаблению позиций профсоюзов в обществе, чего мы, безусловно, не должны допускать.

Собственно, об этом и шла речь  на VII съезде ФНПР,  в одной из резолюций которого сказано: «каждый член профсоюза должен получать регулярную, всеобъемлющую, профсоюзно-ориентированную информацию о деятельности, как его организации, так и всех российских профсоюзов». 

          В какой степени профсоюзные организации нашего региона выполняют эту задачу? Какими собственными информационными ресурсами мы располагаем и  что делаем для их развития?

Информационная работа в Областном совете профсоюзов осуществля­ется на основе резолюций VII съездов ФНПР, Концепции информационной политики ФНПР и Программы информационного взаимодействия профсоюзных организаций Воронежского облсовпрофа.

На что   направленна данная работа? Если коротко, то это: формирование общественного мнения о профсоюзах, повышение уровня мотивации профчленства, обеспечение оперативной и объективной информации об инициативах профорганизаций всех уровней, установление,   что  крайне важно, обратной связи между членами профсоюзов и профорганами, и, конечно же, внедрение современных информационных технологий.

          Необходимость решения этих задач обусловлено прежде всего социально-экономической обстановкой в стране и регионе, постоянными  изменениями законодательных норм, проводимыми реформами в социальной сфере. А, как вы понимаете, деятельность профсоюзов затрагивает все эти направления. Следовательно, профсоюзный актив должен владеть информацией, чтобы довести ее до членов профсоюзов.

          Вместе с тем информационный поток не всегда доходит до каждого работника, и это сегодня остается одной из главных наших проблем.

          Почему это происходит?

          Несомненно, стоит признать, что в последние годы наметился определенный прогресс в развитии информационных ресурсов профобъединения.  

И здесь надо отдать должное, в том числе и проверенным временем традиционным формам нашей работы  - это в первую очередь печатным изданиям.

С января  2003 года выходит ежемесячная  газета профобъединения «Наша позиция», охватывающая по содержанию все направления нашей деятельности. С ней  активно сотрудничают  практически все членские организации. География ее распространения - все районы области. В 2012 году заслуженную оценку получила газета в лице ее редактора Борисовой Ирины Эдуардовны, награжденной дипломом ФНПР за цикл публикаций, освещающих деятельность профсоюзов. 

Как вы можете видеть на слайде, среди наиболее активных подписчиков газеты - ряд областных и первичных организаций профсоюзов. Однако наблюдается и другая картина: многие областные профорганизации  выписывают меньшее количество экземпляров, чем, например, первички, работающие с профобъединением по соглашению. Более того, к сожалению, подписка на «Нашу позицию» с течением времени остается на прежнем уровне или даже снижается. Если же говорить о распространении газеты в целом по области, то примерно более чем в треть первичных организаций она вообще не поступает. А если и поступает, то не всегда доходит до низового звена.

К слову, это напрямую связано и с оформлением  профсоюзных стендов в первичных профорганизациях. Зачастую отсутствие своевременной информации извне приводит к тому, что в лучшем случае на них освещается только текущая деятельность первички, а в худшем вывешена устаревшая информация или же вообще имеются пустые окна

Каким видится выход из данной ситуации? Думается, что следует установить определенный критерий – областная общепрофсоюзная газета, как один из основных источников информации, должна поступать в каждую первичную организацию, в каждый цехком и профгруппу. А в целях актуализации размещаемых в газете материалов, необходима более оперативная подача   информации из профорганизаций, о чем говорилось выше.

Собственно, аналогичную параллель можно провести и с подпиской на газету «Солидарность». И в данном случае, как видно, статистика совсем не радужная. У нас один экземпляр газеты приходится на 1600 членов профсоюзов, в то время как резолюцией VII съезда ФНПР  предусмотрена пропорция: один экземпляр – на сто членов профсоюзов».  

Хорошо, когда наша работа подкреплена выпуском членскими организациями собственных газет, информационных листков или, например,  заводскими многотиражками первичных профорганизаций. И здесь у нас есть достойные примеры. Такие как газета «Профсоюзный щит» обкома профсоюза работников народного образования и науки, периодические издания обкома  электропрофсоюза», профкомов ВАСО,  «Минудобрения»,   студентов Воронежского архитектурно-строительного университета и многие другие

Тем не менее, еще раз подчеркну: у нас масса организаций, которые удалены от основной информации. И в этой ситуации использование информационных ресурсов профобъединения и ФНПР станет существенным подспорьем в их работе.

Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, в последние годы  большим потоком вбрасываются в общество различные законодательные инициативы,   имеющие жизненно важное значение.  Достаточно напомнить так называемые «инновации» работодателей в Трудовой кодекс, вступивший недавно в силу закон «О специальной оценке условий труда», очередное реформирование пенсионной системы. И не только.

Безусловно, «подводные камни» подобных изменений не всегда могут увидеть рядовые работники. А ведь люди нуждаются в разъяснении. И  в этом немалая ответственность ложится на плечи профсоюзных органов и профактива, которые по сути являются носителями такой информации, вплоть до каждого члена профсоюза. В данном случае немаловажную роль играет выпуск справочно-методических пособий, информационных бюллетеней, тематических брошюр по различным направлениям нашей работы. И надо отметить,  у профобъединения и ряда его членских организаций есть достойный опыт.

И все же согласитесь,  ведущая роль   в этом направлении   принадлежит  в первую очередь обучению профсоюзного актива. К сожалению, общая ситуация в последние годы здесь не из лучших, Вы видите динамику на слайде. Если в 2010 году количество охваченных всеми формами обучения составило более 39 тыс. человек, то в 2013   – 18 с половиной. Иначе говоря,   снижение показателя произошло более чем в 2 раза. О чем это говорит?  О том, что в среднем  20 000 профсоюзных активистов в прошедшем году (по сравнению с 2010) не получили необходимую для них в практической деятельности информацию.

И это при том, что помимо стандартных форм обучения, существуют, как проверенные опытом, так и современные технологии профсоюзного обучения,  не требующие таких уж значительных финансовых затрат – «Школы профсоюзного актива», модульные системы обучения, интерактивные формы обучения и другое Дело лишь за инициативой профлидеров в выборе оптимальных для членской организации форм обучения.

Нельзя обойти стороной и ту часть нашей деятельности, которая направлена на пропаганду и распространение передового опыта нашей работы. Особое место здесь отводится смотрам-конкурсам, проводимым профорганизациями всех уровней. Буквально в конце прошлого года мы чествовали победителей среди уполномоченных по охране труда, отметили лучшие коллективные договоры предприятий и организаций, впервые подвели итоги   фотоконкурса «История профсоюзов в лицах».

Несомненно, проведение подобных мероприятий наряду с нашими традиционными формами работы, а именно встречами с профактивом, выездными  семинарами и заседаниями коллегиальных профсоюзных органов, способствуют укреплению и развитию прежде всего «обратной связи», сокращению дистанции между вышестоящими профсоюзными органами и первичными профсоюзными организациями, которые являются ядром нашей системы. Вы помните, какие положительные отклики были получены после семинаров,  проведенных профобъединением во всех муниципальных районах области, а также недавних выездных заседаний органов профобъединения в Аннинском, Острогожском, Лискинском муниципальных районах. Бесспорно - эта работа должна продолжаться.

Уважаемые коллеги!

Обобщая сказанное, следует отметить, что в большинстве своем те способы информирования, о которых шла речь,  в первую очередь направлены на работников трудовых коллективов, в которых уже созданы первичные профсоюзные организации. Однако все эти информационные ресурсы малодоступны для тех, кого можно назвать потенциальным членом профсоюза. Я имею в виду, те коллективы , где нет наших первичек. 

А это напрямую связано с проблемами нашей внутрисоюзной работы. Согласно статистическим данным, в течение последних трех лет мы ежегодно теряем в среднем 10 тыс. членов профсоюзов, сокращается и количество первичных профорганизаций. И не только по объективным причинам.  Поэтому перед нами по- прежнему стоит задача информационно охватить более широкий круг населения города и области.  

В этом направлении нами уже предприняты определенные шаги. Вспомним информационно-агитационные акции на улицах города Воронежа и ряде районов области в рамках Всемирного дня действий профсоюзов, в том числе и «Профсоюзный рейс», которые получили достаточный резонанс в региональных СМИ. Уверен, подобные формы   работы должны найти свое место  в нашей дальнейшей деятельности. Это с одной стороны.

С другой - современное развитие информационных технологий позволяет оперативно доводить информацию о деятельности профсоюзов и через Интернет.  Поэтому с середины 2010 года действует сайт Воронежского профобъединения. А значит, профсоюзные организации получили более широкие возможности для распространения информации о своей деятельности.

Но не только это. Интернет в настоящее время по сути доступен всем. При этом основным его пользователем является молодежь – школьники, студенты, «новое» поколение работников. А ведь они – потенциальные члены профсоюзов. Отсутствие же самих профсоюзов в «мировой паутине» означает для этой категории отсутствие профсоюзов и в их жизни.

Сегодня, по имеющейся у нас информации, сайт профобъединения ежедневно посещают не только профсоюзные активисты и члены профсоюза, молодёжь, но и наши социальные партнеры, представители средств массовой информации, люди, интересующиеся деятельностью профсоюзов области.

Отрадно, что свои сайты имеют областные организации профсоюзов работников народного образования и науки,  здравоохранения,  госучреждений и общественного обслуживания. В стадии разработки находится сайт областной организации «Электропрофсоюза». И все же это всего лишь 4-е отраслевых профсоюза из 16-ти.

Между тем анализ показывает, что развитие интернет-ресурсов на сегодняшний день уже не является сверх финансово-затратным мероприятием. Но даже если и есть затруднения в развитии данного источника информации, то существуют и варианты решения  этой проблемы. Как это, например, делают некоторые первичные профсоюзные организации, открывающие свои странички на корпоративных сайтах предприятий и организаций. Со своей стороны профобъединение предлагает создание на нашем общем сайте отраслевых страниц или общей рубрики «Новости членских организаций». Правда,  при этом   крайне важна своевременная их наполняемость.  

Не будем забывать и о необходимости  распространении профсоюзной идеологии в социальных сетях, столь популярных в молодежной среде.  А это уже задача для  молодежных профсоюзных структур.

Кстати,  нередко слышишь при встречах с профактивом вопрос: «А что, у облсовпрофа есть сайт?». В этой связи наша общая задача заключается в информировании как можно более широких масс о наличии Интернет-ресурсов и профобъединения, и его членских организаций.

Это тем более существенно для нас на том фоне, когда значительная часть населения области даже и не подозревает о том, что многие социальные   вопросы решаются    только благодаря   прямому участию профсоюзов в социально-экономической и общественно-политической жизни региона. И это касается  прежде всего нашей работы в рамках   областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

А потому  в современных условиях  взаимодействие с региональными и муниципальными средствами массовой информации для нас обретает особое значение. Только за прошлый год в областных средствах массовой информации под эгидой профобъединения прошло свыше 30 материалов профсоюзной тематики. Пока не на постоянной основе, но профсоюзные лидеры участвуют в информационно-новостных передачах на местных телеканалах (это в разные годы интервью председателя облсовпрофа Овчинникова Алексея Васильевича по различным проблемам, зам. председателя профобъединения, выступления заведующих отделами защиты социально-экономических прав трудящихся, правовой инспекции труда и другие).

Активно используют различные  региональные СМИ и другие информационные каналы  обкомы профсоюзов   автотранспорта и дорожного хозяйства, агропромышленного комплекса, народного образования и науки, лесных отраслей,  строительства и промстройматериалов,   электропрофсоюза, а также ВАСО и другие.

На постоянной основе размещают информацию о профсоюзной деятельности в муниципальных СМИ координационные советы и райкомы профсоюзов Аннинского, Бутурлиновского, Верхнемамонского, Воробъевского, Кантемировского, Острогожского, Россошанского районов.

Этот опыт должен быть поддержан и другими профсоюзными органами, в том числе и первичными. Тем более, когда в новое областное трехстороннее соглашение  по инициативе профсоюзной стороны впервые включен пункт о предоставлении бесплат­ной печатной площади и эфирного времени в региональных СМИ для пропаганды системы социального партнерства, в том числе и профсо­юзного движения.

 

 

Уважаемые участники заседания!

Думается, что реализация тех задач, которые мы сегодня ставим перед профсоюзными организациями всех уровней, будет способствовать не только формированию имиджа профсоюзов Воронежской области, укреплению и пополнению наших рядов, но и  развитию истории профсоюзного движения региона,  что  и нашло свое отражение в работе музея  профобъединения, а также  книге «Воронежские профсоюзы: взгляд сквозь годы».

 Другими словами, если мы хотим соответствовать современным запросам членов профсоюзов и, как минимум, не отставать от социальных партнеров в методах продвижения своих позиций и действий, те намеченные сегодня нами пути развития информационной политики должны стать одними из приоритетных направлений нашей работы, найдя прежде всего своё практическое применение.