Телефон для связи:

20.09.2012

По предложению профсоюзной стороны

 

«О проблемах по обеспечению занятости сельского      населения и целесообразности привлечения иностранной  рабочей силы в АПК» - так был обозначен один из основных вопросов, рассматриваемых на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое состоялось 20 сентября.

Выступивший с докладом по этой теме руководитель управления занятости населения Воронежской области Ю.А. Бай отметил, что для нашего  региона характерен относительно низкий уровень занятости населения – 65%. Одна из серьезных проблем рынка труда области – очаговый характер безработицы. Прежде всего, это касается сельских муниципальных образований. Безработица  локализуется на определенных  территориях, и устранить ее без дополнительных усилий со стороны государства практически невозможно. По состоянию на 1 сентября в шести муниципальных районах уровень регистрируемой безработицы превысил 2% при  средне областном значении в 1,3%.

Потребность в привлечении иностранных работников в отрасли сельского хозяйства достаточно существенна и на протяжении последних трех лет составляет 23-27% от общей утвержденной в области квоты.  С целью уменьшения численности рабочих-мигрантов управлением занятости  прорабатывается возможность замещения свободных (вакантных) мест российскими гражданами внутри области и из других субъектов Российской Федерации. 

О том, насколько рассматриваемый вопрос актуален, прозвучало в выступлении  заместителя председателя обкома профсоюза работников АПК, председателя Воронежской городской организации профсоюза работников АПК Л.В. Давыденко.

- Если в Лискинском, Россошанском районах сельские жители практически  трудоустроены, то в Аннинском  в 2011 году было  126 безработных, а на 1 сентября текущего года - 161 человек,  в Богучарском же районе число безработных граждан, проживающих в сельской местности,  со 155  возросло до 180 человек,- проинформировала Людмила Васильевна.

Далее она отметила, что обеспечение полной занятости сельского населения зависит от степени развития животноводства, уровня заработной платы сельскохозяйственных работников. Принимаемые сегодня правительством области меры по реализации инвестиционных проектов в молочном животноводстве, мясном скотоводстве и свиноводстве заметно сказались на улучшении занятости.

Комитет областной организации профсоюза работников АПК видит свою задачу по снижению уровня безработицы сельского населения в создании первичных профсоюзных организаций. Анализ показывает, там, где есть первички,  значительно меньше нарушений Трудового кодекса, практически нет привлечения иностранной рабочей силы. Например, ОАО «Острогожсксадпитомник»:  8260 га сельхозугодий, в т.ч. пашни -    6042    га,    к работам привлекается население    своего    района   и прилегающих к нему других районов.  Среднемесячная заработная плата  здесь в 2011 году составила 10578 рублей.

Большая работа областным комитетом профсоюза проводится по заключению коллективных договоров.  В колдоговоре в разделе "Занятость" предусматривается создание дополнительных рабочих мест, переобучение работников новым профессиям, исключение случаев массовых увольнений. Имеются примеры, когда в коллективных договорах есть дополнительные выплаты при увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов. При регистрации договоров администрация районов также обращает внимание на наличие раздела занятости. В районных профсоюзных организациях сложилось конструктивное взаимодействие с территориальными службами занятости.

Решением трехсторонней комиссии управлению занятости населения области рекомендовано осуществлять ежеквартальный мониторинг состояния рынка труда и состава безработных граждан, в том числе проживающих в сельской местности, а  объединениям работодателей совместно с объединениями профсоюзов выработать меры по созданию новых рабочих мест, увеличению заработной платы в организациях, обучению новым профессиям.

Другой вопрос, который был включен в план работы областной  трехсторонней комиссии по предложению профсоюзной стороны, также  рассмотрен на этом заседании - «Об опыте работы организаций системы здравоохранения в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда».

- Нам не просто хотелось бы отметить положительную работу учреждений здравоохранения в этой области охраны труда, а прежде всего, привлечь внимание к данному опыту работы других отраслевых департаментов и организаций бюджетной сферы, в которых показатели аттестации рабочих мест по условиям труда  значительно ниже уровня, достигнутого в системе здравоохранения. Причем основной причиной такой ситуации чаще всего называют отсутствие финансовых средств, - пояснил в своем выступлении заместитель председателя профобъединения А.А. Симонов суть  обсуждения  вопроса.

 Действительно, низкий процент аттестованных рабочих мест в современных условиях вызывает определенную тревогу. Наметилась четкая тенденция перехода от установления льгот и компенсаций работникам не по списочной системе, а в зависимости от фактических условий труда по результатам аттестации рабочих мест. Планируется переход к установлению страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не по отраслевому принципу, а в зависимости от уровня профессионального риска,  основой оценки которого также будут результаты аттестации рабочих мест.

Практически во всех учреждениях здравоохранения области проводится аттестация  рабочих мест. По имеющимся сведениям она проведена более чем у 70%  организаций, при этом во многих медучреждениях – повторно. Аттестовано почти 34 тысячи рабочих мест из 47,3 тысяч или 71,6%, что значительно превышает аналогичные показатели в других сферах.

- Работодатели учреждений здравоохранения активно работают над включением статьи расхода в бюджеты своих организаций, привлекают иные источники финансирования - проводят аттестацию за счет средств фонда социального страхования, оказания платных услуг. В случае не возможности аттестовать все рабочие места одновременно, идут по пути поэтапного проведения данной работы по структурным подразделениям, - подчеркнул А.А. Симонов. - При этом профкомы учреждений здравоохранения, областная организация профсоюза также активно участвуют в данном процессе, добиваясь включения в бюджеты различных уровней средств на проведение аттестации, вносят определенные обязательства работодателей в коллективные договоры и соглашения, отслеживают их выполнение.

         Касаясь проведения аттестации в бюджетных учреждениях,  докладчик сделал упор на то, что во многих случаях  учреждения должны выбирать аттестующую организацию на конкурсной основе.  Однако он предостерег, что в качестве основного критерия при выборе нередко становится стоимость аттестации одного рабочего места, а не качество ее проведения.

Иными словами, решить проблемы  проведения аттестации рабочих мест в бюджетных учреждениях возможно. И если практика работы системы здравоохранения найдет применение в других бюджетных отраслях, то это, безусловно, даст положительный эффект.

Кроме того, на заседании комиссии рассматривали также вопросы «О реализации областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Воронежской области на период 2007-2012 годов»,  «О результатах регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»,  «О внедрении активных форм здорового образа жизни на производственных предприятиях Воронежской области». 

По всем  из них были приняты соответствующие решения, в которых даны рекомендации представителям  трех сторон соглашения.